Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется

Самое важное на тему: "Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется" с точки зрения профессионалов.

Целевое назначение земель

Каждый участок земли подлежит отнесению к различным категориям и видам пользования, разрешенных для данного участка. Введение таких категорий и отдельных видов позволяет рационально использовать землю как уникальный природный ресурс, а также обеспечивать охрану и защиту ее качественных характеристик.

Понятие целевого назначения земель

Под целевым назначением в российском законодательстве понимается определение юридического статуса земли для установления правомочий или запретов на осуществление на ней определенной деятельности. Конкретные категории и виды разрешенного пользования определены законодательством Российской Федерации (в частности, Земельным кодексом РФ), а особенности реализации такого разделения на практике регулируются федеральным законодательством и подзаконными актами.

В настоящее время в нашей стране предусмотрено разделение земель, исходя из цели их назначения, по следующим категориям:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли населенных пунктов;
  • Земли специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта и т.д.);
  • Земли особо охраняемых природных территорий;
  • Земли лесного фонда;
  • Земли водного фонда;
  • Земли запаса.

Каждой указанной категории корреспондируют конкретные виды допустимого использования, а также запреты на осуществление определенной деятельности. Статус каждой категории подразумевает наличие перечня видов пользования, которые разрешены в отношении данного участка, поэтому изменение цели назначения участка (а также видов использования) осуществляется двумя возможными вариантами:

  • С процедурой перевода из одной категории в другую;
  • Без оформления перевода в другую категорию.

Соотношение понятий категории земель и целевого назначения

Правовой статус цели назначения земель включает в себя закрепление категорий и видов использования данного участка. Таким образом, общий правовой режим целевого назначения земли охватывает собой определение категорий земель и является более широким в правовом смысле.

Изменение одной категории на другую одновременно подразумевает смену правового статуса цели назначения земли. При этом в рамках одной категории земли возможно изменение допустимых видов пользования конкретными участками.

Где можно найти информацию о разрешенных видах пользования?

Конкретные виды допустимого пользования, разрешенные для данного участка, выбираются правообладателем самостоятельно, без необходимости проведения процедур согласования или разрешения с органами власти.

Для определения списка доступных видов использования участков в нашей стране используется Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который был утвержден Приказом МЭР РФ от 01 сентября 2014 года № 540 (в редакции по состоянию на 30 сентября 2015 года).

Данный Классификатор был официально опубликован в «Российской газете» и размещен для общего доступа по адресу: https://rg.ru/2014/09/24/uchastki-dok.html.

Из указанного классификатора правообладатель участка земли вправе самостоятельно выбирать допустимые разрешенные виды деятельности. При этом он обязан соблюдать ограничения и запреты при пользовании участком, определяемые целью его назначения.

Порядок изменения категорий земель и видов допустимого использования

Изменение цели назначения участка может происходить двумя способами:

  • С оформлением процедуры изменения одной категории на другую;
  • Без изменения категории, но с изменением доступных видов пользования.

При осуществлении процедуры изменения категории участок может получить любой допустимый вид использования в пределах новой категории. При переводе в другую категорию меняется и доступный перечень разрешенных видов пользования.

В случае если изменение цели назначения участка не сопровождается изменением категории, виды допустимого использования могут меняться только в пределах той же самой категории. При этом виды пользования изменяются в соответствии со схемами территориального планирования публичных образований, генеральных планов и градостроительных регламентов.

Окончательное решение об изменении цели назначения земли принимает глава местного органа власти с учетом мнения граждан, выраженного при проведении публичных слушаний.

Юридический центр «ГРАД»

Защита прав. Недвижимость. Строительство.

Будущее — начинается в настоящем!

Изменение целевого назначения земли

Действующее законодательство РФ о местном самоуправлении, в сфере градостроительства, землепользования и экологии, до настоящего времени так и не дает чёткого порядка, подробно регламентирующего изменение целевого назначения земли.

Необъятные просторы нашей страны в подавляющем своем большинстве не заселены. Большая часть земель не используется. Миллионы гектар со времен перестройки стоят не освоенными. И это в то время когда стоимость земли за последние годы многократно возросла.

Земля растет в цене. Но какая земля? Земля населенных пунктов. Почему же так происходит?

Земельные ресурсы под жилищное строительство в поселениях почти исчерпаны. Закон не позволяет строить на землях сельскохозяйственного назначения. Перевод в земли населенных пунктов позволяет изменять разрешенное использование на соответствующий определенному виду строительства, что делает эти земли более востребованными и дорогими.

Разрешение этой задачи за счет точечной жилищной застройки ведёт к неприглядности городской планировки и сельских поселений, и поэтому идёт сокращение придомовых территорий и мест для отдыха. Население крупных городов уже смирилось с тем, что соседний дом расположен от их дома в десяти-тридцати метрах, и вид на окна соседнего дома стал уже привычным.

В то время как большие участки бывшей сельхоз земли позволяют создавать комфортную планировку будущих кварталов и застраивать их в соответствии с современными запросами жителей. Делать благоустроенные места общего пользования, строить удобные подъезды к домам и культурно-оздоровительные объекты, которые будут гармонично смотреться на фоне природных ландшафтов.

Что же является помехой для современных градоначальников в создании достойных условий для проживания российских граждан?

На основании ст. 7 Земельного кодекса РФ, все земли по целям своего использования в Российской Федерации подразделяются на семь категорий, и каждая из них имеет свой правовой статус:

  • земли сельхозугодий;
  • земли поселений;
  • земли под промышленность, земли обороны, транспорта, энергетики, связи, телевидения, радиовещания, информатики, земли для космической деятельности и земли другого специального направления;
  • земли специально охраняемых территорий;
  • земли под лесной фонд;
  • земли под водный фонд;
  • земли под запас.
Читайте так же:  Алименты при сокращении сотрудника в 2019 году

В соответствии с этим получается, чтобы увеличить состав земель поселений, необходимо включить в них земли из других категорий земель. Это возможно, в случае перевода земель в поселенческие земли посредством изменения целевого назначения земли из шести оставшихся категорий.

Перевод земель в Российской Федерации предусмотрен Федеральным законом от 21.12.2004 года. В содержании статей2-5 указанного закона, предусмотрено изменение целевого назначения земли из одной в другую категорию. Эти нормы являются общими, а значит, могут использоваться с учетом требований и положений специальных норм.

Также предусмотрена возможность земельного перевода участков или земель в составе таких земель из одной в другую категорию (специальные нормы). Рассмотрение специальных норм, разрешает подвести итог. Из шести категорий земель (земли сельхозугодий; транспорта, земли под промышленность, энергетики, связи, телевидения, радиовещания, информатики, земли обороны, земли для космической деятельности, безопасности и земли другого специального назначения; земли для лесного фонда; земли для водного фонда; земли запаса) почти для любой категории земель и участков возможен перевод в земли поселений.

[1]

Следовательно, прямого запрета на перевод в земли для поселений других категорий земель в Российском земельном законодательстве нет, исключая земли специально охраняемых объектов и территорий.

Население крупных городов уже смирилось с тем, что соседний дом расположен от их дома в десяти-тридцати метрах, и вид на окна соседнего дома стал уже привычным..

Это означает, что специальной процедуры земельного перевода из других категорий в земли поселений, кроме как по изменению границ поселения, не нужно. И эта же причина, при земельном переводе участков из других земельных категорий в земли поселений не используется общий порядок перевода, применяемый при земельном переводе из одной категории в другую.

Получается, что органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, регулируя границы своих поселений, фактически регулируют рынок земли пригодной для строительства.

[2]

Каждый владелец земель сельхоз назначения возле города, поселка или деревни обладает потенциальной возможностью произвести их перевод в земли населенных пунктов. Сама процедура может оказаться не под силу каждому, но при правильном использовании привлеченных ресурсов, данное мероприятие может принести свои плоды.

Пока есть правила, которые устанавливают определенный порядок, найдется и возможность соблюдая такой порядок, достигнуть цели. Пусть правоведы занимаются толкованием законов, исполнительная власть в это время имеет законы, позволяющие изменение целевого назначения земли уже сегодня.

Существующие реалии заключаются в том, что спрос на жилье в городах подталкивает спрос на землю пригодную для строительства. Учитывая, что 70 % жителей нашей страны нуждаются в жилье, спрос на землю в населенных пунктах по-прежнему останется на достаточно высоком уровне.

Вы можете заказать предварительную консультацию по телефону

+7 (967) 087-44-23
Или воспользоваться формой обратной связи.
Мы будем рады помочь Вам в решении любых возникающих вопросов.

Изменение назначения земельного участка

В отношении каждого земельного участка существует разделение по категориям и разрешенным видам пользования. Установление данных категорий и видов позволяет рационально использовать землю, как уникальный природный ресурс, а также обеспечивать сохранение ее качественных характеристик при условии соблюдения разрешенного вида пользования.

Понятие целевого назначения участка земли

Под целевым назначением российское законодательство понимает определение правового статуса земли для разрешения или запрета осуществления на ней определенных видов деятельности. Категории и виды разрешенного пользования установлены Земельным кодексом РФ, а особенности реализации такого разделения на практике регулируются федеральными законами и подзаконными актами.

В настоящее время отечественная правовая система содержит разделение земель по целевому назначению следующих категорий:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли населенных пунктов;
  • Земли специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта и т.д.);
  • Земли особо охраняемых природных территорий;
  • Земли лесного фонда;
  • Земли водного фонда;
  • Земли запаса.

Каждой категории земли соответствуют конкретные виды разрешенного пользования и запреты на осуществление определенной деятельности. Понятие конкретной категории земли определяет перечень видов разрешенного пользования, поэтому изменение назначения участка (вида разрешенного использования) может происходить двумя способами:

  • С переводом участка из одной категории в другую;
  • Без перевода участка в другую категорию.

Юридическое значение установление видов разрешенного пользования

Так как категория земли определяет перечень доступных и разрешенных видов деятельности, законодательное закрепление видов пользовании землей способствует рациональному и эффективному использованию этого уникального природного ресурса. Правообладатель участка земли обязан соблюдать установленные разрешенные виды пользования.

Нарушение правил разрешенного пользования землей влечет привлечение к ответственности в соответствие с законодательством с возмещением вреда, причиненного таким использованием. В ряде случаев нарушение разрешенного вида пользования землей может привести к изъятию участка из правообладания субъекта.

Процедура изменения назначения земельного участка

Изменение назначения участка (вида разрешенного использования) может происходить двумя способами:

  • С переводом участка из одной категории в другую;
  • Без перевода участка в другую категорию.

В случае перевода в другую категорию участок может получить любой вид разрешенного использования. При изменении категории земли меняется и перечень разрешенных видов пользования.

В случае, если изменение назначения участка земли не сопровождается изменением категории земель, виды разрешенного использования могут меняться только в пределах той же самой категории. При этом виды пользования изменяются в соответствие со схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений (округов и населенных пунктов), градостроительными регламентами.

Кто принимает итоговое решение об изменении целевого назначения земли?

Заявление об изменении вида разрешенного пользования направляется в орган местного самоуправления, который обязан провести публичные слушания по данному вопросу с участием граждан, проживающих в пределах территориальных зон, где расположен данный участок. Публичные слушания проводятся на основании федерального законодательства и местных нормативно-правовых актов муниципального образования.

С учетом предложений и замечаний, полученных по итогам проведения публичных слушаний, глава муниципального образования принимает решение об изменении вида разрешенного пользования участка либо об отказе в удовлетворении заявления.

Читайте так же:  Как заполнить спецификацию к договору поставки товара по образцу

Изменение целевого назначения земельного участка

Правообладатель выбирает любой разрешенный законом вид использования участка — без разрешений и согласования госорганами. Перед изменением назначения земли убедитесь, что в этом есть необходимость — актуальные нормы земельного права определяют основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования участка.

На территории РФ земли классифицируют так:

  • сельскохозяйственные земли;
  • населенные пункты;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесной фонд;
  • земли водного фонда;— земли запаса;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Закон и контролирующие органы

Изменение целевого назначения земельного участка в Екатеринбурге регламентируется Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Участки, расположенные в разных местах подконтрольны различным государственным органам. Земли за пределами городов обслуживают районные администрации. В пределах городов (поселков) — городские администрации или сельские советы.

Заявитель должен передать чиновнику:

  1. выписку из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка;
  2. копии документов, удостоверяющих личность заявителя или выписку ЕГРЮЛ;
  3. выписку из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок
  4. заключение государственной экологической экспертизы при необходимости;
  5. согласие правообладателей земельного участка на перевод земельного участка при сервитуте;

Контролирующий орган обязан в установленный срок запретить или разрешить перевод земель. Если заявитель планирует изменение назначения части участка, нужно подготовить и согласовать проект землеотвода. Изменение типа всего участка требует пересогласования старого проекта.

Землеустройство проходит землеустроительную экспертизу; согласуется органами земельных ресурсов, органами архитектуры, охранами культурного наследия и санэпидстанции.

Изменение назначения

Положительные заключения контролирующих органов — основание для областной, городской или районной администрации изменить целевое назначение участка и выдать государственный акт с новым назначением земли.

Основные проблемы сопряжены с тонкостями работы контролирующих инстанций. Многочисленные отказы замедляют процесс и увеличивают стоимость изменения назначения земельного участка. Юристы «Априори» учитывают актуальные положения каждого пункта земельных законов, знают специфику работы аппарата чиновников — ускоряют и упрощают процесс на любой стадии.

P. S. Обратите внимание, использование земельного участка запрещенным законом способом — повод привлечь владельца к административной ответственности или лишить права собственности.

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется

Установление целевого назначения земельных участков не входит в исключительной компетенции определенного органа власти. Согласно ст. 20 Кодекса, земли относят к той или иной категории на основании: «решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления согласно их полномочиям. ». Установления целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые:

принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование;

производят изъятие (выкуп) земель;

утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

Таким образом, целевое назначение земельного участка устанавливается соответствующим органом власти при:

принятии им решения о передаче участка гражданину или юридическому лицу в собственность;

принятии им решения о передаче участка гражданину или юридическому лицу в аренду или постоянное пользование;

выкупе участка для общественных потребностей или по мотивам общественной необходимости;

изъятии ее из постоянного пользования государственной или коммунальной юридического лица;

принятии решения об утверждении проекта землеустройства;

принятии решения о создании объекта природно-заповедного фонда;

принятии решения о создании объекта историко-культурного назначения.

Инициирование изменения целевого назначения земельного участка несмотря на то, что установление целевого назначения земельных участков отнесено к компетенции органов власти, определенные права на установление целевого назначения земельных участков предоставлены и гражданам и юридическим лицам. В частности, они имеют право инициировать изменение целевого назначения участков, находящихся в их собственности. Порядок изменения целевого назначения земельных участков по инициативе граждан и юридических лиц устанавливает постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц» от 11 апреля 2002 г. [4].

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с этим постановлением для изменения целевого назначения земельного участки ее владелец должен подать заявление (ходатайство): в сельский, поселковый, городской совет (если земельный участок расположен в пределах населенного пункта), или в районную государственную администрацию (если земельный участок расположен за пределами населенного пункта). К заявлению (ходатайству) владелец добавляет следующие документы:

копию государственного акта на право собственности на земельный участок;

гражданин — собственник земельного участка — копию паспорта (серия, номер паспорта, когда и кем выдан и место жительства), юридическое лицо — собственник земельного участка — копию устава (положения) и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

справку из районного отдела земельных ресурсов и из районного отдела архитектуры и строительства о установлены ограничения (обременения) на использование земельного участка и земельные сервитуты;

обоснование необходимости изменения целевого назначения земельного участка.

Дальше сельский, поселковый, городской совет или районная госадминистрация рассматривает заявление (ходатайство) и в случае согласия на смену целевого назначения земельного участка дает разрешение на подготовку проекта ее отведения: составление проекта отведения земельного участка, если изменению целевого назначения подлежит ее часть; согласование проекту отведения земельного участка с соответствующими органами исполнительной власти, если изменению целевого назначения подлежит весь земельный участок.

Проект отведения земельного участка, целевое назначение которого изменяется, составляется государственной или другой землеустроительной организацией по заказу владельца земельного участка. Условия и срок составления проекта отведения земельного участка определяются договором, заключенным заказчиком с исполнителем работ. Проект отведения земельного участка согласовывается с органом земельных ресурсов, природоохранным и санитарно эпидемиологическим органами, органом градостроения и архитектуры и охраны культурного наследия, а также подлежит государственной землеустроительной экспертизе, после которой заказчик подает проектные материалы в сельский, поселковый, городской совет или в районную госадминистрацию для принятия решения.

Читайте так же:  Замена взыскателя в исполнительном производстве по алиментам

Сельский, поселковый, городской совет рассматривает проектные материалы и принимает решение об изменении целевого назначения земельного участка, который расположен в пределах населенного пункта (кроме земель, определенных пунктом 11 этого Порядка).

Районная госадминистрация рассматривает поданные проектные материалы и принимае5т решения об изменении целевого назначения земельного участка, который находится за пределами населенного пункта, если такое изменение связано со следующим использованием этого участка для сельско-хозяйственных потребностей, ведения лесного и водного хозяйства, строительства объектов, предназначенных для обслуживания членов территориальных обществ района (школ, больниц, предприятий торговли и тому подобное). Если изменение целевого назначения земельного участка, который расположен за пределами населенного пункта, предусматривает использование участков для других потребностей, районная госадминистрация рассматривает проектные материалы, готовит свой вывод по этому вопросу и подает его вместе с материалами в Совет министров Автономной Республики Крым, областной госадминистрации. Совет министров Автономной Республики Крым, областная госадминистрация рассматривает материалы и принимает решение об изменении целевого назначения земельного участка (кроме земель, определенных пунктом 10 этого Порядка).

Если изменение целевого назначения касается земельных участков — пашни, многолетних насаждений для несельско-хозяйственных потребностей, лесов первой группы площадью свыше 10 гектаров, а также земельных участков природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения и особенно ценных земель, что проводится по решению Кабинета Министров Украины, районная госадминистрация подает проектные материалы вместе со своим выводом в Совет министров Автономной Республики Крым, областной госадминистрации. Совет министров Автономной Республики Крым, областная госадминистрация рассматривает поданные проектные материалы и готовит свой вывод для представления Кабинету Министров Украины для принятия соответствующего решения.

Изменение целевого назначения особенно ценных земель принимается в специальном порядке. Если участок особо ценных земель расположен в пределах населенного пункта, то решение об изменении его целевого назначения совет принимает только после согласования проекта отвода участка с Верховной Радой Украины. Проектные материалы на согласование в Верховную Раду Украины подают Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские советы. Целевое назначение особо ценных земель, расположенных за пределами населенного пункта, изменяется по решению Кабинета Министров Украины после согласования с Верховной Радой Украины. Этот порядок изменения целевого назначения касается таких земельных участков:

земельных участков под пашней и многолетними насаждениями, если их целевое назначение меняется на такое, предусматривающий использование участка для несельскохозяйственных нужд;

земельных участков, покрытых лесами первой группы, площадью более 10 гектаров, если их целевое назначение меняется на такое, предусматривающая использование участка для нелесохозяйственных потребностей;

земельных участков природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, если их целевое назначение меняется на такое, предусматривающий использование участка для других нужд;

земель опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, если их целевое назначение меняется на такое, предусматривающий использование участка для несельскохозяйственных нужд;

земельных участков с сельскохозяйственными угодьями, что согласно ст. 150 Кодекса отнесенные к особо ценным землям (например, черноземы неэродированные несолонцеванные на лессовых породах и т.п.), если их целевое назначение меняется на такое, предусматривающий использование участка для несельскохозяйственных нужд.

Проектные материалы на согласование изменения целевого назначения указанных земельных участков в Верховную Раду Украины подает Совет министров Автономной Республики Крым или областная госадминистрация. Собственник земельного участка получает новый государственный акт на право собственности на земельный участок с измененным целевым назначением. После этого соответствующий совет или орган исполнительной власти принимает решение об изменении целевого назначения земельного участка. Если принято решение об отказе в изменении целевого назначения земельного участка, сельский, поселковый, городской совет или соответствующий орган исполнительной власти в течение 15 дней с момента принятия решения письменно уведомляет об этом ее владельца (с обоснованием причины отказа). Собственник земельного участка, если он не согласен с решением совета или органа исполнительной власти об отказе в изменении целевого назначения земельного участка, вправе обжаловать этот отказ в суде.

Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды и лесного хозяйства. Земельные участки сельскохозяйственного назначения используются их владельцами или пользователями исключительно в рамках требований относительно пользования землями определенного вида использования, установленных статьями 31, 33-37 ЗК Украины.

Земельные участки, принадлежащие к землям обороны, используются исключительно согласно Закону Украины «Об использовании земель обороны». [3]

Ст. 91 ЗКУ от 25.10.2001 № 2768-III приводит ряд обязательств для владельцев земельных участков, среди которых, в частности, есть и обязанность «обеспечивать использование их [земельных участков] по целевому назначению». Самовольное использование земельных участков не по целевому назначению без применения установленной законодательством процедуры изменения целевого назначения, отклонения от установленной процедуры изменения целевого назначения земельных участков, нарушения материально-правовых предписаний, препятствующих изменению целевого назначения земельного участка и другие нарушения законодательных норм, согласно ст. 20 ЗК Украины, является основанием для:

а) признания недействительными решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам;

б) признания недействительными соглашений относительно земельных участков;

в) отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной;

г) привлечения к ответственности согласно закону граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель. [3]

Установление и изменение целевого назначения земельных участков

1. Отнесение земель к той или Иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления согласно их полномочий.

Читайте так же:  Для въезда в россию что нужно

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется по проектам землеустройства относительно их отвода.

(часть первая статьи 20 в редакции Закона № 3123 — VI от 03.03.2011; с изменениями внесенными Законом № 5395-УІвід 02.10.2012)

2. Изменение целевого назначения земельных участков государственной или коммунальной собственности осуществляется Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение об утверждении проектов землеустройства по отводу земельных участков и передаче этих участков в собственность или предоставление в пользование в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса.

3. Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе собственников земельных участков.

Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется:

в отношении земельных участков, расположенных в пределах населенного пункта, — сельским, поселковым, городским советом;

в отношении земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, — районной государственной администрацией, а относительно земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, не входящих в территорию района, или в случае если районная государственная администрация не образована, — Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией.

Проект землеустройства по отводу земельного участка частной собственности, целевое назначение которого изменяется, разрабатывается по заказу собственника земельного участка без предоставления разрешения совета министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления на его разработку.

Проект землеустройства относительно отвода земельного участка разрабатывается в порядке, установленном законом.

Проект землеустройства относительно отведения земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса.

Совет министров Автономной Республики Крым, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка, согласованного в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса, принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и изменении его целевого назначения.

Отказ Совета министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в изменении целевого назначения земельного участка или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.

(Часть четвертая статьи 20 исключен на основании Закона № 5395-VI от 02.10.2012)

5. Виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее собственником или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения используются их собственниками или пользователями исключительно В пределах требований относительно пользования землями определенного вида использования, установленных статьями 31, 33-37 настоящего Кодекса.

Земельные участки, относящиеся к землям обороны, используются исключительно в соответствии с Законом Украины «Об использовании земель обороны».

(Статья 20 дополнена частью пятой согласно с Законом № 1702-УІвід 05.11.2009)

6. Изменение целевого назначения особо ценных земель допускается только для размещения на них объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных И оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, объектов, связанных с добычей полезных ископаемых, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, а также в случае отчуждения земельных участков для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости, отнесение земель, указанных в пунктах «а» и «б» части первой статьи 150 настоящего Кодекса, к землям природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, земель историко-культурного назначения.

Отнесение особо ценных земель государственной или коммунальной собственности, определенных в пунктах «а» и «б» части первой статьи 150 настоящего Кодекса, к землям других категорий осуществляется по согласованию с Верховной Радой Украины.

Согласования материалов места расположения объекта, который предполагается разместить на земельном участке особо ценных земель государственной или коммунальной собственности с изменением его целевого назначения, осуществляется по согласованию с Верховной Радой Украины в порядке, определенном статьей 151 настоящего Кодекса.

7. Изменение целевого назначения земельных участков природно-заповедного и другого природоохранного назначения, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Украины

(Статья 20 дополнена частью шестой согласно Закону № 5245 — VI от 06.09.2012) (Статья 20 с изменениями, внесенными Законом № 5395-VI от 02.10.2012)

ч. 1. Отнесение земель к определенной категории происходит при их передаче в собственность или предоставлении в пользование путем утверждения соответствующих землеустроительных проектов или принятия решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения (см. ч. 2 ст. 20 ЗКУ и комментарий к ней).

понятие «целевое назначение земель» см. комментарий к ч. 1 ст. 19 ЗКУ.

Подробнее по проектам землеустройства по отводу земельных участков см. комментарий к п. «д» ч. 1 ст. 184 ЗКУ.

К сожалению, в настоящее время возможность или невозможность изменения целевого назначения определенного земельного участка определяется субъективной позицией соответствующих органов, которые согласовывают проекты землеустройства и утверждают их (не учитывая некоторых специальных ограничений, вытекающих из законодательства и планировочной документации).

ч. 2. Относительно изменения целевого назначения земельных участков при передаче их в собственность и предоставлении в пользование, см. ст.ст. 118, 123, 146, 149-151,186 ЗКУ и комментарий к ним.

ч. 3. В настоящее время законодательство, на наш взгляд, несколько искусственно «разрыв» процедуры изменения целевого назначения земельных участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц, и изменения целевого назначения других земельных участков. Между тем, как представляется, принципиальных отличий в этих процедурах нет и быть не должно.

Большое практическое значение приобретают в современных условиях вопросы изменения целевого назначения земельных участков обуславливают необходимость остановиться на процедуре изменения целевого назначения подробно.

Процедура изменения целевого назначения земель включает в себя:

o заказ проекта землеустройства по отводу земельного участка субъектам, определенным ЗУ «О землеустройстве» (ст. 26);

Читайте так же:  В помощь автомобилисту как проверить автомобиль на арест, залог и наличие ограничений перед покупкой

o составление проекта отвода в срок, определенный договором, что практически составляет не менее 1 месяца (см. также ПКМ «Об утверждении Типового договора о разработке проекта землеустройства относительно отвода земельного участка» 04.03.04 № 266). Состав такого проекта определен ст. 50 ЗУ «О землеустройстве»;

o согласование проекта отвода территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений (органом Госземагентства), а также другими органами, перечень которых зависит от категории земель и цели использования земельного участка (см. ст. 186-1 ЗКУ и комментарий к ней);

o проведение государственной землеустроительной экспертизы (обязательной экспертизе подлежат лишь некоторые проекты землеустройства относительно отвода земельных участков-см. абз.7 ст. 9 ЗУ «О государственной землеустроительной экспертизе землеустроительной документации»). Относительно правового регулирования проведения экспертизы см. ЗУ «О государственной землеустроительной экспертизе землеустроительной документации», ч. 3 ст. 186 ЗКУ и комментарий к ней;

o в некоторых областях существует практика предоставления заключений областных советов, что законодательством не предусмотрено;

o принятие решения об утверждении технической документации и изменения целевого назначения. По существующей практике, в случае несогласия с изменением целевого назначения соответствующие органы не принимают решение об отказе, а просто воздерживаются от вынесения любой решение. Таким образом, процедура отвода просто «зависает» в воздухе. Такая практика, несомненно, незаконным;

o внесении изменений в Государственного земельного кадастра (ч. 2 ст. 21, ч. 4 ст. 26 ЗУ «О Государственном земельном кадастре»). Впрочем, закон не связывает с внесением таких изменений никаких правовых последствий — целевое назначение следует считать измененным с момента принятия решения об изменении целевого назначения. Регистрация обеспечивается разве что желанию владельца или пользователя избежание недоразумений через указание в кадастре неактуальной информации.

Фактическая общая продолжительность процедуры изменения целевого назначения, если все решения принимаются максимально оперативно, составляет несколько месяцев. Однако в ситуациях, когда рассмотрение вопроса затягивается, процедура может длиться бесконечно.

ч. 4. Стоит отметить, что часть четвертая ст. 20 ЗКУ было исключено на основании Закона № 5395-VI от 02.10.2012, а впоследствии «изложен в новой редакции» согласно Закону № 5462-VI от 16.10.2012. Формальная логика не позволяет выложить в определенной редакции часть статьи, которая до того была исключена из закона. В рассматриваемом аспекте Закон № 5462-VI от 16.10.2012 внес и другие изменения, которые невозможно имплементировать закона (см., например, комментарий к ч. 3 ст. 186-1 ЗКУ). При таких условиях, считаем, что они применены быть не могут. Работает известная латинская максима — «если закон непонятен, закона нет». Сделанный вывод подтверждается целевым толкованием двух взаимно противоречивых положений закона: вряд ли «технический» закон о «переименовать» ряда органов исполнительной власти (ЗУ № 5462-УТ) имел целью отменить упрощения процедуры отвода земельных участков, предусмотренное ЗУ № 5395-VI).

Новая ч. 5 комментируемой статьи (статья дополнена частью ЗУ от 05.11.2009 № 1702-VI) направлена на решение описанной проблемы «ручного» и слишком узкого определения целевого назначения земельных участков. Согласно ей, земельный участок может использоваться в любой способ, который соответствует категории земельного участка. Поэтому, например, для того, чтобы построить на земельном участке, который был предоставлен в собственность как приусадебный, кафе, менять ее целевое назначение нужды нет, поскольку строительство кафе полностью соответствует категории «земли жилой и общественной застройки», к которой была отнесена земельный участок при его предоставлении в собственность как приусадебного (см. ст. 38 ЗКУ и комментарий к ней»).

Конечно, кроме принадлежности земельного участка к категории, режим ее использования определяется также другими обстоятельствами: градостроительной документацией (см. ст. 39 ЗКУ и комментарий к ней), наличием зон с особым режимом использования (см. ст.ст. 112-и 15 ЗКУ) и т.д.

Исключения из описанного правила (на наш взгляд, не совсем оправданы) установленные абзацем вторым комментируемой части о некоторых земель сельскохозяйственного назначения (см. ст.ст. 31,33-37 ЗКУ и комментарий к ним). Положения этого абзаца следует понимать расширительно — конечно, нельзя рассматривать как нецелевое использование земельных участков, скажем, для товарного сельскохозяйственного производства, что в этом абзаце не упомянутое — такой вид использования сельскохозяйственных земель предусмотрено, в частности, п.»а» и «б» ч. 3 ст. 22 ЗКУ).

Предостережение относительно земель обороны в абзаце третьем комментируемой части особой смысловой нагрузки не несет, поскольку ЗУ «Об использовании земель обороны» слишком декларативным и конкретики в определении целевого назначения не несет (см. ст. 77 ЗКУ и комментарий к ней).

ч.ч. 6,7. Перечень особо ценных земель приведен в ст. 150 ЗКУ. Стоит отметить, что перечень случаев, когда допускается изменение целевого назначения особо ценных земель, является достаточно широким.

Отнесение земель к особо ценным привязывается к категории, к которой такие участки относятся. Таким образом, ограничения На изменение целевого назначения особо ценных земель преобразовано только на «осложнения» такого изменения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, изменение целевого назначения особо ценных земель сначала может быть проведена для целей, определенных в части шестой комментируемой статьи, а потом второй раз — по упрощенной процедуре — для любых других нужд.

Источники


  1. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  2. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.

  3. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
  4. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.
Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here