Нарушение прав ребенка статья

Самое важное на тему: "Нарушение прав ребенка статья" с точки зрения профессионалов.

(Конституция РФ, статья 38)

Права ребенка гарантированы

Конвенцией о правах ребенка

Взрослые должны соблюдать интересы ребенка в первую очередь (статья 3).

Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие(статья 6) .

Ребенок имеет право знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и защиту (статья 7).

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая имя и семейные связи (статья 8).

Ребенок может иметь свое собственное мнение и свободно его выражать (статья 12).

Ребенок имеет право получать любую информацию и передавать ее кому угодно, не обижая при этом других людей (статья 13).

Дети имеют право собираться вместе и обсуждать свои дела на мирных собраниях (статья 15).

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь и свои тайны (статья 16).

Ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения (статья 19).

Ребенок имеет право на наиболее совершенное медицинское обслуживание (статья 24).

Ребенок имеет право на бесплатное образование и уважительное отношение к нему педагогов (статья 28)

Все дети имеют равные права, независимо от национальности, пола, религии (статья 30).

Ребенок имеет право на игры, творчество, отдых, занятия спортом и искусством (статья 31).

Ребенок имеет право на защиту от унижающих его достоинство видов обращения и наказания (статья 37).

Конституция Российской Федерации

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Каждый имеет право на жизнь.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом.

Материнство и детство, семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая
укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях.

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного и других видов творчества. Каждый имеет право на участие в культурной жизни.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое,грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законном порядке.

В чем проявляется нарушение прав ребенка: примеры нарушений, защита и ответственность

С самого рождения малыш учится оценивать себя и свою жизнь с точки зрения субъективных оценок взрослого человека, живущего рядом. Любое негативное проявление со стороны родителей вызывает у малыша страх разрыва социальных связей, и приводит к внутреннему конфликту «я — общество», закладывая ряд комплексов, а то и вовсе причиняя вред детской психике. Зачастую негативные оценки сопровождаются физическим воздействием, в виде шлепков. Нарушение прав ребенка встречается гораздо чаще, чем может показаться. А необходимость восприятия маленького члена общества в качестве полноценной личности, зачастую игнорируется. Исправить ситуацию и оградить маленьких граждан от посягательств призвано законодательство в сфере защиты семьи и детства.

Основные права ребенка по российскому законодательству и нормам международного права

Закрепить ряд основных прав несовершеннолетнего и урегулировать процесс их реализации, призван целый ряд законодательных актов: от Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации до внутренних нормативных актов Комиссии по делам несовершеннолетних. Приоритетом законодательного акта любого уровня должно являться соблюдение интересов несовершеннолетних.

В нормативных актах выделяются следующие права ребенка:

  • на свободу от дискриминации по возрастному признаку;
  • на жизнь, имя и гражданство, семью и заботу родителей;
  • на информацию, свободу мысли, мнения и самовыражение;
  • на выбор и исповедование религии;
  • на помощь и защиту государства;
  • на социальное обеспечение и здравоохранение;
  • на образование и отдых.

[2]

За государством при этом закрепляется обязанность защиты детских прав. В отношении несовершеннолетних лиц не применяются такие меры уголовной ответственности, как смертная казнь и пожизненное тюремное заключение. Несовершеннолетние лица имеют право на снижение размера наказания за совершенное преступление. В случаях, установленных административным и уголовным законодательством, подростки освобождаются от ответственности за совершение правонарушений и преступлений в связи с недостижением возраста ответственности.

Кроме того, в отношении несовершеннолетних лиц запрещено использовать унизительные меры наказания, пытки и физическое насилие. Любой несовершеннолетний имеет право на защиту в случае вооруженных конфликтов.

Понятие нарушения прав ребенка по гражданскому кодексу

С точки зрения Гражданского законодательства, маленький гражданин, с самого рождения, является субъектом гражданских правоотношений. В связи с несовершеннолетним возрастом, от его лица выступает законный представитель.

Нормы гражданского законодательства, в частности, направлены на регулирование процесса заключения сделок от имени несовершеннолетнего. Функция Гражданского кодекса Российской Федерации по защите законных прав и интересов несовершеннолетних лиц реализуется в ответственности за причинение физических, моральных страданий ребенку, психологического вреда, а также унижения его чести и достоинства.

Читайте так же:  Статья 159 уголовного кодекса рф мошенничество

Какие права ребенка чаще нарушаются

Среда проживания имеет непосредственное отношение к вопросу о том, какие права ребенка нарушаются чаще всего. С самого рождения ребенка окружают родители и близкие родственники. В обязанности родителей входит забота о его психическом, физическом, духовном и нравственном здоровье. Однако методы воспитания в семье, передающиеся от поколения к поколению, зачастую, включают в себя физические наказания за малейшие провинности. Стоит отметить, что любого рода воздействие в виде шлепка по попе, подзатыльника, является физическим насилием, недопустимым к применению, даже в воспитательных целях.

Помимо физического насилия, к малышу с неокрепшей психикой часто применяется насилие психологическое в виде крика, брани, оскорбления. Отказ родителей от общения также является видом психологического насилия над ребенком.

Родители не учитывают, что кроха уже является индивидуальной личностью. Оставление без внимания мнения ребенка в решении семейных вопросов является нарушением его прав. Результат воздействия подобного обращения на детскую психику предсказать невозможно. Ребенок может озлобиться, потерять доверие к окружающим, или вовсе замкнуться. Страдает детское здоровье, наносится вред развитию ребенка. При этом его права на защиту от насилия, жестокого обращения и злоупотреблений со стороны близких лиц злостно нарушаются.

Сложные взаимоотношения в семье, развод родителей, зачастую являются предпосылкой нарушения прав на общение с родственниками. В процессе развода, несовершеннолетний нередко становится разменной монетой, средством психологического давления на супруга и возможностью получить имущество большего размера. В ход идут запреты на общение, скрывание ребенка от родственников, в нарушение его законных прав и интересов. Хотя у ребенка имеется законодательно закрепленная возможность общаться с мамой, папой и иными родственниками.

[1]

Отказ родителя в предоставлении содержания и выплате алиментов, является прямым нарушением имущественных прав несовершеннолетнего.

Несовершеннолетний в силу своего возраста, наивности и возрастных особенностей развития не в состоянии осознать степень нарушения своих прав. Зачастую, находясь в зависимом положении от нарушителя, ребенок оказывается в ситуации беспомощности, единственным выходом из которой является вмешательство государственных органов.

Примеры нарушения прав детей

Под видом внешнего благополучия семьи может скрываться не только использование недопустимых методов воспитания, жестокое обращение, а то и вовсе лишение детей средств к существованию.

Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности. Другая нерадивая мамаша, подливает малышу алкоголь в бутылочку, чтобы спал, пока у нее гости.

Жестокий отец, воспитывает сына ремнем за двойку в дневнике, а после запирает в комнате с учебниками, оставляя без обеда.

Ущемление прав ребенка встречается не только в семье. По мере роста и развития человек обрастает широкими социальными связями, включающими дом, школу, уличных друзей, соседей по улице, знакомыми по кружку и секции. Вероятность нарушения прав наиболее высока в местах длительного нахождения.

Нарушение прав ребенка в школе

Контроль за соблюдением прав школьников осуществляет администрация учебного заведения. В процессе обучения права детей чаще всего нарушаются не только другими учащимися в виде причинения телесных повреждений, оскорблений, насмешек, но и теми, кто призван осуществлять защиту от подобных посягательств.

Со стороны педагогического состава школы может допускаться критика учащегося в присутствии всего класса, нелестные отзывы о его умственных способностях. Случаи физического насилия над несовершеннолетними учащимися со стороны учителей также не редки.

Пережитком советского прошлого является удаление школьника с урока, нарушающее его право на получение образования. При наличии обслуживающего персонала, администрацией школы ученик в принудительном порядке может быть наделен обязанностью по уборке класса или выполнению иной от получения образования деятельностью.

Большую роль в увеличении фактов нарушения прав, учащихся играют личные приязненные и неприязненные отношения между учителем и ребенком.

Свобода самовыражения и свобода мнения в процессе обучения могут подавляться или просто игнорироваться из-за установленных администрацией стандартов поведения и внешнего вида.

Защита прав ребенка в России

Систему защиты прав несовершеннолетнего в России составляют следующие государственные структуры:

  • Суд. Обеспечение защиты законных интересов несовершеннолетних входит в компетенцию судебных органов.
  • Прокуратура. Одной из целей деятельности прокуратуры является анализ и выявление фактов нарушения прав детей, в том числе, и иными государственными структурами.
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице инспекций по делам несовершеннолетних. Работа инспекций по делам несовершеннолетних направлена на выявление и профилактику безнадзорности, беспризорности, семейного неблагополучия, а также фактов жестокого обращения с детьми.
  • Органы опеки и попечительства. Опека и попечительство производит защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ставших жертвами насилия в семье, нуждающихся в помощи государства.
  • Комиссии по делам несовершеннолетних. Профилактика семейного неблагополучия, принятие мер общественного воздействия по фактам выявления нарушения прав детей относится к функциям комиссий по делам несовершеннолетних.

Законные представители, имеют право обращения в государственные структуры за восстановлением нарушенных прав своих детей. За восстановлением своих прав несовершеннолетний гражданин может обратиться самостоятельно, особенно в случаях противоправных посягательств со стороны законного представителя.

Ответственность за нарушение прав детей

Нарушение прав детей предполагает административную ответственность либо уголовное преследование. В соответствии с санкцией статьи виновному может грозить от предупреждения до лишения свободы.

В случаях, когда нарушение прав несовершеннолетнего происходит по вине должностного лица, помимо уголовной и административной ответственности, может применяться дисциплинарная ответственность.

При наличии оснований, виновное лицо может понести ответственность за причинение морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.

Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
статья на тему

Иследовательские материалы по нарушению прав ребенка в нормальных семьях.

Вложение Размер
narushenie_prav_rebenka_v_normalnyh_semyah.doc 32 КБ
Читайте так же:  Доверенность на подписание договора от имени юридического лица

Предварительный просмотр:

Нарушение прав ребенка в нормальных семьях

Результаты проведенного исследования убедительно по казали, что нарушения прав ребенка в семьях чаше всего свя заны с применением унижающих его достоинство и нано сящих ему физический ущерб наказаний, в том числе теле сных.

Мы проанализировали юридическую грамотность роди телей детей дошкольного возраста. Лишение свободы дви жения, которое относится к базовым физическим потреб ностям ребенка, большинством родителей (92%) не воспри нимается как нарушение его прав. Только половина роди телей (54%) считает, что, оставляя ребенка одного на не сколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права. Вместе с тем, согласно статье 156 Уго ловного Кодекса РФ, запирание ребенка одного на длитель ное время можно квалифицировать как неисполнение ро дителями обязанностей по воспитанию несовершеннолет него.

Большинство родителей (85,7%) справедливо считают, что ударить ребенка — означает нарушить его права. Но все же, 74,3% допускают шлепок по попе, а 31% — даже использо вание ремня.

Исследование психологической грамотности родителей показало: 85,7% из них понимают, что унижение достоин ства ребенка может привести к серьезному психологическо му ущербу. Указывались такие ожидаемые последствия, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноцен ности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; 20% опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм. Некоторые считают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослыми — к неуважению унижающего, потере доверия. Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его до стоинства, большинство родителей справедливо видят в пси хологической травме. Родители демонстрируют информиро ванность о том, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но, к сожалению, было установлено и то, что 51% ро дителей полностью поддерживают применение телесных на казаний и 30% из оставшихся считают их допустимыми в от дельных случаях. Только 10% родителей твердо и уверенно заявили, что считают телесные и иные унижающие ребенка наказания неприемлемыми ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения.

Мы предложили родителям самим проанализировать, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия. 74% опрошенных указали конкретные ситуации и факты негативного поведения ребенка, когда они не мо гут действовать по-другому: ребенок не слушается, каприз ничает, нарушает нормы поведения, проявляет упрямство, делает назло, осознанно поступает неправильно, игнориру ет несколько раз сделанное замечание; ребенок перевозбуж ден, и ничто не может его успокоить; 40% родителей в ка честве причины указали свойства характера взрослого (я не терпелива, нервы у взрослых не выдерживают, кончаются ар гументы и терпение, взрослые пытаются выместить свою бес помощность на ребенке, хочется, чтобы тебя слушались). А вот 14% родителей не знают других способов воздействия на ребенка (нет возможности избежать наказания; нет терпе ния или времени объяснить ребенку, что можно делать, а чего нельзя; нет понимания; по-другому никак нельзя повли ять на ребенка).

Таким образом, большинство родителей на вопрос о при чинах наказания ответили описанием ситуаций, в которых это наказание чаще всего происходит. Очевидно, что именно в этих ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети взрослых склонны видеть причину не в ребенке, а в собственной педагогической бес помощности и называют типичные ситуации, когда им при ходится прибегать к телесным наказаниям.

Эти данные позволяют определить «болевые точки» в се мейном воспитании и организовать работу с родителями, повышающую их компетентность в этом вопросе.

[3]

Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространенное явление.

Почему же родители прибегают к названным выше мерам воздействия?

Думаем, так происходит потому, что:

— с ними аналогично поступали в их собственном детстве (мы не в состоянии избавить их от этого опыта, но можем помочь его переосмыслить);

— родители не знают альтернативных методов воздей ствия;

— не воспринимают собственное поведение как травми рующее психику ребенка.

Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания — все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Они унижают его достоинство.

Методы субъектного отношения — доброжелательная кри тика, советы, утешение, обращение какого-либо указания в шутку, выражение обиды, — именно эти формы регу лирования поведения детей можно рекомендовать родите лям.

Группу риска составляют семьи, склонные к проявлению объектного отношения к ребенку. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение ею только роли хозяйки дома. Выявле но, что в семьях, где матери не работают, больше вероят ности нарушения прав ребенка. Своевременная диагностика родительских проблем помогает обнаружить такие семьи. С ними нужно проводить превентивную разъяснительную работу или более детально исследовать принятые в них способы по ощрения и наказания детей.

Частота использования наказаний обычно связана с тем, что сами родители считают агрессивное поведение нормаль ным, приоритетным. Воспитание ребенка в данном случае — лишь частная сфера, в которой агрессия реализуется. Она является не столько реакцией на ту или иную травмирующую ситуацию, проблему, с которой они (родители) не могут справиться, сколько представляет собой исключительно при вычный способ поведения.

Агрессивные родители (т. е. использующие наказания, в том числе и физические) не видят ничего плохого в том, что ребенок столь же агрессивен, как и они сами. Факти чески это качество в нем поощряется. Отсюда следует, что коррекционные усилия педагогов нужно направлять на из менение отношения родителей к агрессивному поведению в

Приведенные выше данные позволяют выделить те ситу ации, в которых взрослые чувствуют свою беспомощность, и организовать работу, повышающую родительскую компе тентность.

Читайте так же:  Кто такой финансовый контролер

Права и обязанности ребенка в школе

Любой гражданин России имеет права, которые должны неукоснительно соблюдаться. Дети не исключение, они находятся под защитой законодательства. Нормы о защите прав ребенка в школе отражены в различных правовых документах.

Какие права есть у ребенка в школе

Все дети имеют право на бесплатное образование. После получения начальной базы знаний, которая является обязательной для изучения, юноша или девушка может на конкурсной основе продолжить учебу в вузе.

В перечень прав школьников, касающихся непосредственно процесса обучения, входит:

  • возможность выбора школы и свободный перевод из одного учебного заведения в другое по волеизъявлению ученика и родителей;
  • различные формы получения образования: в учебном заведении или дома (например, семейное обучение или самообразование по индивидуальной программе);
  • безвозмездное пользование школьной библиотекой;
  • помощь педагогов в процессе обучения;
  • проведение уроков в комфортных условиях, обеспечивающих безопасность учащихся и педагогов;
  • добровольное посещение после плановых школьных уроков дополнительных занятий, приобретение полезных навыков и развитие своих способностей в кружках, секциях.

Другие права ребенка для школьников:

  • бесплатная квалифицированная медицинская помощь;
  • свобода выбора вероисповедания, право выражать личные убеждения;
  • материальная и физическая помощь школе исключительно на добровольных началах;
  • свобода посещения или игнорирования мероприятий, организованных школой, не входящих в план занятий;
  • информирование об оценках своих знаний;
  • возможность отказа от работы, вредной для здоровья, препятствующей обучению;
  • особые условия детям с ОВЗ;
  • тайна личной информации, в том числе письменных и телефонных переговоров;
  • гендерное равенство;
  • право пользования распоряжения личной собственностью.

Нарушение прав ребенка в школе

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, способы их решения.

Педагог устроил публичное разбирательство с учеником. Публичные выяснения отношений учителя с учеником недопустимы. Статья 3 Конвенции о правах детей, которая обязывает наилучшим образом обеспечивать интересы подрастающего поколения. А линчевание в присутствии других детей противоречит праву учащихся на уважении их человеческого достоинства (пп. 9 п. 1 ст. 34 закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Учителю позволено обсудить проблему с учеником и с его разрешения вынести предмет спора на обсуждение с другими учащимися. Разговоры на повышенных тонах, чрезмерные наказания, шантаж и психологическое насилие могут вызвать нервный срыв у ребенка с неокрепшей психикой.

Пункт 3 статьи 43 Закона об образовании в России запрещает физическое или психическое насилие над учениками, несмотря на их плохое поведение. Серьезные физические последствия в результате действия учителя встречаются крайне редко, но если такое случилось, нужно зафиксировать этот факт. Ученики бывают сложными, лишают педагогов терпения – несмотря на это преподаватель не имеет права ударить ученика, дать ему подзатыльник или пощечину. Рукоприкладство в зависимости от вреда, причиненного здоровью воспитанника, карается дисциплинарным, административным и даже уголовным наказанием.

Работник школы отнял телефон или другой личный предмет у ученика. Использование телефона в учебном заведении не регламентировано ни одним правовым документом, следовательно, гаджетом можно пользоваться в школе. Поэтому учитель не имеет права забрать ни телефон, ни другой предмет собственности (даже сигареты).

Статья 209 часть 2 глава 13 Конституции РФ: Собственнику принадлежат все права владения и распоряжения своим имуществом. Но при этом моральные нормы поведения в обществе никто не отменял. Манипуляции с телефоном могут нарушить общественный порядок, мешать учебному процессу других учащихся. Учитель может сделать замечание, а ученик не должен игнорировать просьбу педагога, убрать гаджет во время урока.

Педагог не допустил школьника к занятиям или выгнал из аудитории. Не существует законных оснований у директора или педагога не пускать ученика в школу по причине опоздания, плохой прически, при отсутствии формы или справки о болезни. Иначе нарушаются права на получение обязательного образования. Нельзя выгнать с урока или не пустить на урок (это гарантируется статьей 43 Конституции РФ). В случае инцидента можно написать заявление директору о нарушении образовательного процесса.

Школа несет ответственность и за здоровье ребенка в учебные часы. Если школьник ведет себя безобразно, ломает мебель или угрожает здоровью окружающих, его нужно изолировать. Для этого учитель может вызвать охрану или представителей медицины и сдать ребенка «с рук на руки».

Вот, что говорит юрист:

Конфликты с другими учащимися. Не только работники школы могут нарушать права ребенка на физическую и психологическую неприкосновенность ребенка. Нередки случаи группового преследования школьника соучениками. Иногда инициатором таких конфликтов выступает учитель.

Частые причины травли сверстниками:

  • Национальные различия;
  • Нестандартное физическое развитие (трудно приходится детям с лишним весом);
  • Религиозные взгляды;
  • Проявление индивидуальных способностей.

Если мама и папа ребенка применяют физическое насилие против обидчика, это может закончиться возбуждением уголовного дела против родителей. Взрослые должны поговорить с несовершеннолетними обидчиками и учителем, выяснить причины неприятия, провести разъяснительную беседу. Если это не помогает, нужно обращаться к директору школы.

Администрация требует деньги на нужды школы. Всем знакома ситуация, когда руководство учебного заведения собирает у родителей деньги на различные нужды. Ремонт, новое оборудование, мебель – оплата всего этого ложится на плечи учащихся. Если родители отказываются сдавать деньги, страдают их дети, которые подвергаются преследованиям со стороны классного руководителя. Такие действия учителей противоречат закону о равном положении детей с различным материальным достатком и праву школьников на бесплатное образование, унижают честь и достоинство учеников. В этом случае родители могут обратиться с жалобой в орган управления образованием. Обычно такой меры бывает достаточно, до прокуратуры и суда дело не доходит.

Привлечение детей к уборке территории. В статье 34 (пункт 4) ФЗ об образовании говорится о запрете привлечения детей к труду, не предусмотренному учебной программой. Особое внимание уделяется согласию несовершеннолетних на участие в различных мероприятиях по уборке школы, обслуживании учеников или учителей в столовой. Причем одного согласия ребенка недостаточно, его родители также должны быть не против помощи школе трудом со стороны своего чада. В противном случае родители имеют возможность пожаловаться на руководство учебного заведения.

Читайте так же:  Возможное уменьшение размера алиментов судебная практика

В России права и обязанности ребенка в школе тесно связаны. На заседании комитета Совета Федерации по науке и образованию 26 сентября 2016 министр О.Ю.Васильева выразила мнение о необходимости возврата в школу общественно-полезного труда. Она считает, что уборка учебных помещений, работа по облагораживанию пришкольной территории не угрожает жизни и здоровью школьников. Маленький человек должен обладать чувством ответственности за место, в котором проходит 11 лет его жизни. Министр предложила видоизменить соответствующий пункт закона об образовании.

Как защитить права ребенка в школе

Примеров нарушения прав детей в образовательном заведении можно привести множество. Если родители считают, что права их ребенка нарушены, то следует поговорить с педагогом. Если взаимопонимания не возникнет, то нужно обратиться к администрации за разъяснениями. Следующий шаг – жалоба директору учебного заведения, на которую должен быть получен письменный ответ с итогами разбирательства о предмете спора.

Если родители и администрация учебного заведения не нашли взаимопонимания, есть и вышестоящие инстанции, куда можно обратиться для защиты прав ребенка в школе.

Эти инстанции помогут принять меры. Нельзя оставлять факты ущемления прав ребенка в школе без разбирательства.

Кроме прав, есть еще и обязанности ребенка школьника:

  • Добросовестное отношение к учебе,
  • посещение обязательных уроков по расписанию;
  • бережное отношение к имуществу учебного заведения;
  • уважение чести и достоинства других учащихся и сотрудников школы;
  • выполнение требований работников учебного заведения о соблюдении внутреннего распорядка;
  • и так далее.

Для учебного заведения эти правила прописаны в Уставе, локальных актах школы, а на государственном уровне – в Законе об образовании РФ.

Статья о защите прав ребенка

6. Защита прав ребенка проявляется также в действиях родителя по обеспечению безопасности ребенка, предотвращению опасных ситуаций, нахождению вместе с ребенком в опасных ситуациях, в экстренных случаях, в медицинских и иных учреждениях. Так, например, в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних имеют право на совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212.

Заявление в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина может быть подано прокурором только в случаях, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, например является несовершеннолетним. Кроме того, указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, защите семьи, материнства, отцовства и детства.

Закон о защите прав ребенка

Настоящий закон был принят участниками Государственной Думы 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля того же года. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, в целях создания общественно-экономических условий для исполнения прав и законных интересов несовершеннолетнего, регламентирует основные права и законодательные интересы ребенка. Последний раз изменения и дополнения в закон вносились в ноябре 2011 года.

Забота о детях и защита их прав является важнейшим направлением в деятельности межнациональных объединений, государств мира. Проблема законодательной защиты прав ребенка в России считается наиболее актуальной проблемой на современном этапе развития страны.

Защита прав детей

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Статья 56 СК РФ

В мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития возможно участие по поручению органов опеки и попечительства и иных компетентных органов, педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка (п. 3 ст. 7 Закона об основных гарантиях прав ребенка).

Следует отметить, что термин «злоупотребление» в п. 2 комментируемой статьи применен в широком понимании, поскольку распространяется не только на родителей, но и лиц, их заменяющих. Поэтому под злоупотреблением в данном случае следует понимать: а) невыполнение или ненадлежащее выполнение родителями (одним из них), лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию, образованию ребенка; б) использование родительских прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п. (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10). Если в первом случае понятие «злоупотребление правами» распространяется на всех лиц, у которых ребенок находится на попечении, то во втором — только на родителей.

Статья 56 СК РФ

Указанное право предусмотрено и международными соглашениями. Так, в Конвенции о правах ребенка предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 16, 19, 32 — 34, 37 Конвенции о правах ребенка).

Читайте так же:  Продажа имущества находящегося в залоге

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья «Права ребенка и их защита»

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

Статья о защите прав ребенка

В некоторых регионах созданы так называемые ювенальные суды. Сама процедура адаптирована под детское восприятие (например, отсутствуют клетки, судьи называют обвиняемых по имени без употребления слова «подсудимый» и т.д.). Как правило, несовершеннолетних приговаривают к условным срокам, исправительным работам и к принудительному воспитанию в закрытой спецшколе.

Так, в соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Статья о защите прав ребенка

Конституцией Российской Федерации установлено, что в России гарантируются права и свободы всех граждан, в том числе и несовершеннолетних, согласно нормам и законам международного права. Полный свод прав детей записан в 54 статьях Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года. Институт детства находится под опекой и защитой государства, которое законодательно выработало нормы защиты прав несовершеннолетних.

В ст. 1 Семейного кодекса РФ допускает возможность ограничения прав граждан в семье только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и защиты интересов других членов семьи и иных граждан.

Закон о правах ребенка в России

Данный перечень норм – один из самых важных ввиду того, что воспитание в семье дает возможность детям нормально развиваться физически, нравственно и интеллектуально.
И в случае пренебрежения ими предусмотрена ответственность, прописанная Административным и УК РФ.

Родители, которые издевались над своим ребенком, вынуждали заниматься противоправными действиями, могут расстаться со своей свободой на срок до 7 лет.Если вовлечение в махинации и другие более тяжкие нарушения произошло по вине группы лиц, то мать или отца могут посадить на 5-8 лет.

Статья по правам ребенка

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Источники


  1. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.

  2. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.

  3. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.
  4. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.
  5. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Нарушение прав ребенка статья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here