Нормативы предоставления земельных участков

Самое важное на тему: "Нормативы предоставления земельных участков" с точки зрения профессионалов.

Размер земельного участка, подлежащего передаче собственнику недвижимости

Как собственнику недвижимости обосновать размер необходимого для ее эксплуатации земельного участка? Какие критерии, определяющие размер земельного участка, применяются компетентными органами власти и арбитражными судами?

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности недвижимое имущество, расположенное на земельных участках, обладают исключительным правом на выкуп этих участков или приобретение права аренды. В этом случае перечисленные лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (ч. 5 ст. 36 ЗК РФ).

Проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении направляется заявителю в месячный срок со дня поступления заявления (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении этого земельного участка лицам, подавшим заявление. Им также направляется копия решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителей устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 7, 8 ст. N 36 ЗК РФ).

К сожалению, более четких критериев определения размеров земельных участков, подлежащих передаче собственнику недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, действующее законодательство не содержит.

Вместе с тем решение этого вопроса имеет принципиальное значение. Порядок приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственником строения и лицом, не имеющим на данном земельном участке недвижимого имущества, сильно различается. В первом случае применяется ст. 36 ЗК РФ, во втором — ст. 38 ЗК РФ. Основная разница между этими статьями заключается в том, что приобретение земли по ст. 38 ЗК РФ осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Следовательно, собственник недвижимости заинтересован в том, чтобы приобрести как можно больший земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Некоторые выводы относительно критериев определения размера предоставляемого под недвижимость земельного участка содержатся в судебной практике.

Данное решение представляется спорным, так как суд не исследовал вопрос о соответствии размера земельного участка функциональному назначению объекта недвижимости.

В другом деле собственник сторожевого поста площадью 5,3 кв. м решил приобрести земельный участок, на котором находился этот пост, площадью 1978,5 кв. м. Однако как собственник земли, так и суды отказали в удовлетворении требования собственника сторожевого поста исходя из следующего.

Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ в случае перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение площадь земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ. То есть предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Причем, как указал ФАС ДВО в постановлении от 11.10.2004 N Ф03-А51/04-1/2742, отсутствие норм отвода земель для конкретных видов деятельности не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований собственника недвижимости о приватизации земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом площадь земельного участка, необходимая для использования объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в собственность, определяется исходя из функционального назначения этих объектов.

Согласно представленным суду доказательствам, площадь, необходимая для эксплуатации сторожевого поста, непосредственно составляет 6,4 кв. м под строением плюс один метр по периметру для обслуживания объекта недвижимости.

Аналогичные аргументы привел ФАС СЗО, отказав собственнику недвижимости площадью 1626,2 кв. м в приобретении по ст. 36 ЗК РФ земли площадью 7780 кв.м (постановление ФАС СЗО от 02.09.2005 N А56-17781/03).

Другое интересное дело, касающееся определения размера земельного участка под недвижимостью, было рассмотрено ФАС ВСО (постановление ФАС ВСО от 11.05.2006 N А33-14953/04-С2-Ф02-2066/06-С1). Свое решение суд обосновал ссылками на п. 7 ст. 36, п. 3 ст. 33 ЗК РФ, а также ст. 59 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-Ф3, согласно которой размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Строительными нормами и правилами (СНиП) 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 784, определено, что для предприятий торговли площадью от 1500 до 3500 кв. м размеры земельных участков определяются из расчета 0,04-0,02 га на 100 кв. м торговой площади (или 400 кв. м площади земельного участка на 100 кв. м торговой площади).

Читайте так же:  Можно ли снести не несущую стену в квартире без согласования

Площадь склада, используемая обществом для осуществления торговой деятельности, составляет 1989,50 кв. м, следовательно, для его эксплуатации возможно определение площади земельного участка в размере 7958 кв. м.

ФАС ПО также в решении сослался на СНиП. В постановлении от 25.10.2005 N А65-19113/2004-СГ3-13/12 суд обратил внимание на СНиП 2.07.01-89*, в соответствии с которыми размер земельного участка гостиницы на 300-500 мест должен определяться из расчета 30 кв. м на место. Таким образом, земельный участок ОАО «Гостиничный комплекс «Татарстан» должен быть равен 1,3 га исходя из того, что здание гостиницы «Татарстан» было спроектировано и построено на 434 места.

Особенность рассматриваемой категории дел состоит в том, что согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт. Также следует помнить, что в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается.

Иными словами, при рассмотрении дела в суде орган, принявший решение о выкупе земельного участка, должен обосновать правомерность выделения участка соответствующего размера. А собственник недвижимости должен доказать, что для эксплуатации недвижимого имущества ему необходим земельный участок именно того размера, который он просит. Например, доказать, что для использования объектов недвижимости площадью 912,8 кв. м (административно-бытового здания и птичника) по прямому назначению необходим земельный участок площадью 6875,2 кв. м (постановление ФАС СКО от 01.08.2006 N Ф08-2983/06).

Такими доказательствами могут быть:

  • схема генерального плана земельного участка, изготовленного лицензированной организацией, из которой следует, что выделение участка площадью 2940 кв. м соответствует градостроительным и техническим параметрам, требованиям и нормам, действующим на территории РФ, а также разрешенному регламенту использования земельного участка (постановление ФАС ДВО от 14.11.2006 N Ф03-А51/06-1/3965);
  • заключение Комитета архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города о том, что размещение здания на земельном участке площадью 2940 кв. м соответствует утвержденной градостроительной документации и разрешенным регламентам использования участка зоны производственно-коммунальной застройки (постановление ФАС ДВО от 14.11.2006 N Ф03-А51/06-1/3965);
  • сообщение Управления архитектуры муниципалитета по вопросу закрепления земельного участка под объектом недвижимости организации (постановление ФАС СКО от 15.02.2007 N Ф08-6974/2006);
  • результаты землеустроительной экспертизы (постановление ФАС МО от 14.09.2006 N КГ-А41/8462-06).

Н.Н. Мельников, кандидат юрид. наук

Журнал Арбитражное правосудие в России

Нормы предоставления земельных участков

В земельном законодательстве Российской Федерации закреплены общие положения о нормах предоставления земельных участков, видах нормативно-правовых актов, устанавливающих предельные размеры земельных участков, о субъектах земельных правоотношений, для которых устанавливаются максимальные и минимальные нормы отвода земельных участков, цели и виды деятельности, для которых устанавливаются размеры земельных участков.

Общие положения о нормах предоставления земельных участков в частности содержаться в с. 33 ЗК РФ, в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 11 -12 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и других законодательных актах РФ, субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Нормы предоставления земельных участков делятся на максимальные и минимальные. Они устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления в зависимости от вида государственной собственности на земли, видов использования земельных участков, субъектов, приобретающих (получающих) земельные участки на соответствующем праве и виде права на земельный участок, а также в зависимости от условий возмездного или бесплатного предоставления земельных участков.

Например, согласно ст. 33 ЗК РФ в собственность граждан для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, предельные размеры земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для иных целей предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Так, Законом Московской области от 21 сентября 2004 г. № 120/2004-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Московской области», установлено, что максимальные размеры земельных участков, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления, устанавливаются Правительством Московской области для каждого муниципального образования в пределах от 0,5 до 3 гектаров. При этом органами местного самоуправления соблюдаются нормы предоставления земельных участков, установленные в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Нормы предоставления земельных участков

Земельное законодательство закрепляет принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении. На практике это дает возможность предоставлять в результате изъятия земельных участков объективно необходимые для использования площади участков.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Читайте так же:  Исковое заявление о расторжении брака, взыскании алиментов и разделе имущества

Так, Законом Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых на территории Московской области» установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; садоводства — 0,06 га; огородничества — 0,04 га; дачного строительства — 0,06 га (ст. 1).

Установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; садоводства — 0,15 га; огородничества — 0,10 га; дачного строительства — 0,25 га.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами п. 1 ст. 33 ЗК РФ, устанавливаются:

— федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

— законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

— нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Для целей, не указанных выше, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Статья 33 ЗК РФ. Нормы предоставления земельных участков

Новая редакция Ст. 33 ЗК РФ

Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 33 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи регулируют важнейший элемент института «предоставление земельных участков» в собственность, выходящий далеко за рамки земельных отношений, являющийся также частью градостроительной деятельности (правила землепользования и застройки). Статья 33 ЗК находится как бы на вершине пирамиды совокупности норм (по сути — субинститута), в основании которой находится необъятный массив муниципальных нормативных правовых актов, а также регионального законодательства, устанавливающих предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставляемых земельных участков. Вместе с этим необходимо подчеркнуть и определенное неудобство в ходе применения комментируемой статьи. Пирамидальное построение субинститута, важнейшей частью которого является ст. 33 ЗК, предполагает наличие определенных навыков при определении размера земельного участка, предоставляемого с учетом категории земель и вида разрешенного использования.

Нормы предоставления земельных участков устанавливаются:

для населенных пунктов;

для населенных пунктов и других категорий земель (если вид разрешенного использования допускается на более чем одной категории);

для земель сельскохозяйственного назначения.

Для населенных пунктов нормы предоставления земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки (далее — ПЗиЗ) — документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ч. 8 ст. 1 ГрК). Статья 38 ГрК предусматривает предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в каждой территориальной зоне или подзоне населенного пункта.

Для сравнения обратимся к областному центру (с населением численностью от 400 до 500 тыс. чел. Центральной России) — к г. Иваново. Согласно ПЗиЗ г. Иваново в Ж-1 «Зона индивидуальной жилой застройки» установлены параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства на одну квартиру — 0,04 га; максимальная — 0,12 га (не распространяется на ранее отведенные земельные участки); максимальная площадь земельного участка для огородничества — 0,039 га (п. 1 и 2 ст. 32.1); в Ж-2 «Зона малоэтажной жилой застройки установлены следующие параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилых домов блокированной застройки с участками — 0,04 га на одну квартиру (ст. 32.2); в Ж-3 «Зона многоэтажной жилой застройки» параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства — 0,05 га (ст. 32.3).
———————————
Решение Ивановской городской Думы от 29 июля 2011 г. N 263 «О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки города Иванова, утвержденные решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 N 694» // СПС «Референт».

Нормы предоставления земельных участков могут устанавливаться федеральным законодательством для отдельных видов разрешенного использования земельных участков, например, в границах населенных пунктов или на землях сельскохозяйственного назначения. Согласно п. 4 ст. 4 Закона о ЛПХ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Одновременно с этим п. 5 ст. 4 Закона о ЛПХ устанавливает правило, согласно которому максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз.

Законодательством субъектов РФ также устанавливаются нормы предоставления гражданам земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования, а также на землях сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 28 мая 2003 г. N 3/59-П «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; садоводства — 0,06 га; огородничества — 0,04 га; дачного строительства — 0,06 га. Максимальные размеры для указанных видов разрешенного использования составляют соответственно для крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; садоводства — 0,15 га; огородничества — 0,10 га; дачного строительства — 0,25 га.
———————————
Принят Постановлением Московской областной Думы от 28 мая 2003 г. N 3/59-П // СПС «Референт».

Читайте так же:  На кого возлагаются обязательства по выплате ипотеки при разводе супругов с детьми

Что касается норм предоставления (отвода) земельных участков для строительства линейных объектов, то в настоящее время в значительном числе случаев продолжают действовать утвержденные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства нормы отвода, а именно:

Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов (СН 456-73) ;
———————————
Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1973 г. // Сборник норм отвода земель для строительства линейных сооружений. М.: Стройиздат, 1976. С. 7 — 12.

Нормы отвода земель для предприятий рыбного хозяйства (СН 455-73) ;
———————————
Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1973 г. // Там же. С. 7 — 12.

Нормы отвода земель для магистральных водопроводов и канализационных коллекторов (СН 456-73) ;
———————————
Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 28 декабря 1973 г. // Там же. С. 12 — 18.

Нормы отвода земель для аэропортов (СН 457-74) ;
———————————
Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1973 г. // Там же. С. 19 — 21.

Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин (СН 459-74) ;
———————————
Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 25 марта 1974 г. // Там же. С. 22 — 29.

Нормы отвода земель для линий связи (СН 461-74) ;
———————————
Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 3 июня 1974 г. // Там же. С. 31 — 35.

Нормы отвода земель для сооружений геолого-разведочных скважин (СН 462-74) ;
———————————
Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 5 июня 1974 г. // Там же. С. 37 — 43.

Нормы отвода земель для мелиоративных каналов (СН 474-75) .
———————————
Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 14 июля 1975 г. // Сборник норм отвода земель для строительства линейных сооружений. С. 83 — 92.

Ряд норм отвода утвержден в последние двадцать лет. Среди них:

Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 — 750 кВ (ЭСП N 14278 ТМ-Т1); заменили нормы СН 465-74 ;
———————————
СПС «Гарант».

Укрупненные величины площадей отвода земли в постоянное пользование для установки унифицированных опор воздушных линий электропередачи напряжением 6-10 кВ (ВЛ) ;
———————————
Составлены в качестве справочного материала к Нормам отвода земли для электрических сетей напряжением 0,38 — 750 Кв (СЭП N 14278тм-т1) (письмо АО РОСЭП от 3 апреля 1996 года N 07.09-96).

Видео (кликните для воспроизведения).

Нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717); заменили нормы СН 467-74 ;
———————————
СПС «Гарант».

Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог (ОСН 3.02.01-97); заменили нормы СН 468-74 ;
———————————
СПС «Гарант».

Другой комментарий к Ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Земельное законодательство закрепляет принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении. Реализация этого принципа на практике дает возможность предоставлять в результате изъятия земельных участков объективно необходимые для использования площади участков.

Комментируемая статья определяет компетенцию соответствующих органов и порядок установления норм предоставления земельных участков. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что установление предельных, т.е. максимальных и минимальных размеров земельных участков, которые предоставляются гражданам для определенных целей из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится к компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Нормы площадей земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются в законах субъектов РФ.

Так, Законом Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых на территории Московской области» установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; садоводства — 0,06 га; огородничества — 0,04 га; дачного строительства — 0,06 га (ст. 1).

Установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; садоводства — 0,15 га; огородничества — 0,10 га; дачного строительства — 0,25 га.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлен порядок определения максимальных размеров земельных участков, которые предоставляются гражданам в собственность бесплатно. Максимальные размеры земельных участков устанавливаются федеральными законами, если речь идет о земельных участках, предоставляемых из состава земель, которые являются федеральной собственностью, либо законами субъектов РФ, когда предоставляются земельные участки из состава земель, принадлежащих субъектам РФ. В нормативных правовых актах органов местного самоуправления определяются нормы земельных участков, которые предоставляются из земель, находящихся в муниципальной собственности.

В иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земель, либо правил землепользования и застройки, или на основании землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Например, нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ утверждены приказом Минтопэнерго России от 20 мая 1994 г. N 14278 тм-т1, нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог утверждены приказом Минтранса России от 6 августа 2008 г. N 126 и др.

Определение землеустроительной документации содержится в ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве». К ней относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства. В ст. 19 Закона перечислены виды землеустроительной документации. К землеустроительной документации относятся генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.

[2]

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Читайте так же:  Необходимые документы для завещания квартиры у нотариуса

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ в пункт 1 статьи 33 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ статья 33 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.1

2.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ в пункт 3 статьи 33 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

О предельных размерах и требованиях к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ

Нормы предоставления земельных участков

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию с/х продукции), основанную на их личном участии. Порядок и условия предоставления земельных участков из состава земель с/х назначения гражданам, пожелавшим вести крестьянское (фермерское) хозяйство, определяется ФЗ от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В частности, Законом определяются земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закрепляется порядок предоставления земельных участков из земель с/х назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, а также порядок осуществления выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации с/х угодий.

Дачное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности, осуществляемая на земельном участке, предоставленном гражданину или приобретенном им для отдыха. Дачный земельный участок может быть предоставлен гражданину на следующих условиях:

— с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных с/х культур и картофеля;

— с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных с/х культур и картофеля.

Садоводство — форма непредпринимательской деятельности по выращиванию плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных с/х культур и картофеля, осуществляемая на земельном участке, предоставленном гражданину или приобретенном им для ведения садоводства и отдыха. Садовый земельный участок предоставляется гражданину с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания, хозяйственных строений, сооружений.

Огородничество — форма непредпринимательской деятельности по выращиванию ягодных, овощных, бахчевых или иных с/х культур и картофеля, осуществляемая на земельном участке, предоставленном гражданину или приобретенном им для ведения огородничества. Огородный земельный участок может быть предоставлен гражданину с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории.

Животноводство — деятельность по разведению различных видов животных — крупного рогатого скота; овец, коз, лошадей, свиней; с/х птицы; пчел; кроликов и пушных зверей в условиях фермы; домашних животных.

Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке с/х продукции, осуществляемая единолично гражданином или гражданином совместно с членами его семьи, в целях удовлетворения личных потребностей. Право на ведение личного подсобного хозяйства возникает с момента государственной регистрации прав на земельный участок, предоставленный или приобретенный гражданином для этих целей. Право на приобретение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства имеют в первую очередь граждане, зарегистрированные по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (статья 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Читайте так же:  Размеры штрафов за отсутствия прописки в паспорте каковы последствия и как избежать наказания

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – НПА органов местного самоуправления. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, указанных выше, устанавливаются:

— ФЗ — из земель, находящихся в федеральной собственности;

— законами субъектов РФ — из земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

— НПА органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

[1]

Для целей, не указанных выше, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Так, статьей 7 Закона Омской области от 7 февраля 2006 года N 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» предусмотрены: Предельные (min и max) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:

1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства от 0,04 га до 100 га;

2) для садоводства от 0,04 га до 0,15 га;

3) для огородничества от 0,04 га до 0,15 га;

4) для животноводства от 0,04 га до 7,5 га;

Видео (кликните для воспроизведения).

5) для дачного строительства от 0,04 га до 0,15 га.

О предельных нормативах предоставления земельных участков (с изменениями на 02 июля 2014 года)

Принявший орган
Наименование документа О предельных нормативах предоставления земельных участков (с изменениями на 02 июля 2014 года) Дата принятия 07.04.2003 Дата редакции 02.06.2014 Номер документа 131 Текст документа

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Закон Тюменской области

О предельных нормативах предоставления земельных участков

Статья 1. Предельные нормативы (максимальные и минимальные размеры) предоставления в Тюменской области земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются в следующих размерах:

а) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:
максимальный — 140 га; минимальный — 5 га;

б) для ведения животноводства:
максимальный — 5 га; минимальный — 1 га;

в) для ведения садоводства:
максимальный — 0,4 га; минимальный — 0,03 га;

г) для ведения огородничества:
максимальный — 0,4 га; минимальный — 0,03 га;

д) для дачного строительства:
максимальный — 0,2 га; минимальный — 0,04 га.

[3]

Статья 1.1. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га.

Статья 1.2. Садоводам, огородникам и дачникам земельные участки, полученные из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно в границах территории соответствующего садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, фактически используемой данным садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением, при условии, если не нарушены права смежных землепользователей.

Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям земельные участки, полученные из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются в собственность бесплатно, в границах территории соответствующего садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, фактически используемой данным садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением, при условии, если не нарушены права смежных землепользователей.

Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, которые предоставляются гражданам в собственность бесплатно для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения животноводства, садоводства, огородничества и дачного строительства из земель, находящихся в собственности Тюменской области, устанавливаются в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.

Статья 3. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, земельные участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения животноводства, садоводства, огородничества и дачного строительства могут быть предоставлены в размерах, превышающих установленные статьей 1 настоящего Закона.

Статья 4. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

решение малого Совета народных депутатов «Об установлении предельных размеров площадей сельскохозяйственных угодий, предоставляемых для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, в зависимости от специализации и материальных возможностей» от 10.09.1992 № 159.

Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тюменской области
С.С. Собянин

7 апреля 2003 г.
№ 131 г. Тюмень

Источники


  1. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.

  2. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  3. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.
  4. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.
  5. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
Нормативы предоставления земельных участков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here