Принятие обязательств сверх утвержденных лимитов

Самое важное на тему: "Принятие обязательств сверх утвержденных лимитов" с точки зрения профессионалов.

Энциклопедия решений. Пример. Принятие казенным учреждением обязательств в сумме, превышающей доведенные лимиты

Пример. Принятие казенным учреждением обязательств в сумме, превышающей доведенные лимиты

Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения

Получатели бюджетных средств (в том числе казенные учреждения) принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований (ст.ст. 161, 162, п. 2 ст. 72 и п. 3 ст. 219 БК РФ).

Однако в отдельных случаях в учете получателей бюджетных средств (в том числе казенных учреждений) суммы принятых бюджетных обязательств вполне обоснованно могут превышать суммы доведенных до него объемов лимитов бюджетных обязательств.

Во-первых, положениями п. 3 ст. 72 БК РФ прямо предусмотрены случаи правомерности заключения государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ или оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных ЛБО, а также государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров на срок, превышающий срок действия утвержденных ЛБО.

Во-вторых, принятие обязательств сверх объема доведенных бюджетных ассигнований или ЛБО может быть обусловлено порядком предоставления бюджетных средств. Так, например, механизм финансового обеспечения расходов на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий может предусматривать ежемесячное доведение бюджетных ассигнований в сумме фактически начисленных органом местного самоуправления выплат.

Кроме того, согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. В этом случае получателем средств бюджета бюджетные обязательства за счет средств бюджета не принимаются, так как являются обязательствами Фонда социального страхования Российской Федерации. В такой ситуации допустимым является превышение показателей денежных обязательств над принятыми бюджетными обязательствами (письмо Минфина России от 20.07.2016 N 02-06-10/42571, п. 1.5.7 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919).

Достаточно распространенная на практике ситуация — направление сотрудника в командировку в конце текущего финансового года. Работнику выдана подотчетная сумма, за счет которой он должен осуществлять, в частности, расходы по найму жилого помещения и оплачивать стоимость проезда. Размер аванса определяется исходя из планируемого объема затрат. Возвратившись из командировки, работник представляет Авансовый отчет, согласно которому стоимость найма жилого помещения соответствует планируемой при выдаче аванса, а стоимость проезда превысила план. В результате утверждения руководителем Авансового отчета в сумме фактически понесенных командированным сотрудником расходов превышен объем прав учреждения на принятие обязательств по оплате стоимости проезда.

В данном случае сразу стоит обратить внимание на то, что проблема, описанная выше, возникает вследствие несоответствия положений действующего бюджетного и трудового законодательства. Независимо от того, каким образом должностные лица учреждения подходят к решению данной проблемы, у контролирующих (надзорных) органов в подобных ситуациях при необходимости всегда найдутся поводы для претензий.

В этой связи при организации расчетов с подотчетными лицами в учреждениях (получателях бюджетных средств) целесообразно применять следующие правила.

1. Необходимо строго соблюдать те нормы действующего законодательства, нарушение которых легко может быть оспорено заинтересованными лицами в суде.

2. Те нормы, практика применения которых не сформировалась, желательно соблюдать лишь в той мере, в которой подобные действия не вступают в противоречие с положениями пункта 1.

Далее рассмотрим подробнее, каким же образом данные правила будут «работать» на практике.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).

Следовательно, если обязательства по оплате командировочных расходов возникли у учреждения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, нет никаких оснований отказывать работнику в возмещении расходов (части расходов) на основании представленного Авансового отчета даже в том случае, если у организации отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Тем более, что подобный отказ легко может быть оспорен работником в суде.

С другой стороны, одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации, в том числе и о принятых учреждением обязательствах и формирование на основании такой информации бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним и внешним пользователям (п. 4 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н). Таким образом, если в соответствии с действующим законодательством у учреждения возникают определенные обязательства перед физическими лицами, то нет никаких оснований не учитывать их на каких-либо счетах бюджетного учета (в том числе и на счетах по учету санкционирования расходов экономического субъекта). Соответственно, если в силу норм действующего законодательства у учреждения возникают определенные обязательства перед физическими лицами, то нет никаких оснований не учитывать их на каких-либо счетах бюджетного учета (в том числе и на счетах по учету санкционирования расходов экономического субъекта).

Примечание

Несвоевременное отражение таких обязательств в учете значительно увеличивает риск признания бюджетной отчетности недостоверной, и, соответственно, квалификации подобных действий должностных лиц учреждения в качестве административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.6 КоАП РФ. Кроме того, в качестве административного правонарушения по ст. 15.15.7 КоАП РФ может рассматриваться несоблюдение порядка учета показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов.

Далее обратимся к определениям понятий «обязательства участника бюджетного процесса», «денежные обязательства» (они приведены в ст. 6 БК РФ, п. 308 Инструкции N 157н). На основании данных определений нетрудно сделать вывод: после представления вернувшимся из командировки сотрудником авансового отчета, по которому полагается выплатить перерасход, у учреждения на основании трудового договора и положений трудового законодательства возникают как денежные, так и бюджетные обязательства.

Читайте так же:  Раздел муниципальной квартиры между родственниками

Как же в таком случае применять норму п. 3 ст. 219 БК РФ, в соответствии с которой получатель бюджетных средств может принимать бюджетные обязательства только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств? Ответ на этот вопрос можно получить только применяя положения БК РФ в системной взаимосвязи с нормами ТК РФ.

Так, если перерасход средств, ранее выданных под отчет по определенному коду бюджетной классификации, обусловлен превышением командированным сотрудником полномочий по расходованию денежных средств, то в возмещении данных сумм может быть отказано и речь не будет идти об увеличении объема обязательств учреждения. Такой подход будет обоснован, например, в том случае, если сотрудник без согласования с работодателем купил билет для проезда в вагоне повышенной комфортности и у него не было на это веских причин, обусловленных характером служебного задания.

В то же время, если расходы осуществлялись без нарушения условий, оговоренных при направлении сотрудника в командировку, нет никаких оснований уменьшать объем принимаемых по авансовому отчету бюджетных обязательств, исходя из остатков лимитов бюджетных обязательств. Ведь в соответствии с трудовым законодательством уже при направлении сотрудника в командировку учреждение, по сути, принимает на себя обязательство по возмещению всех его расходов, связанных со служебной командировкой, а не только в сумме выданного аванса (размер которого определяется на основании предварительного расчета).

Частичное (полное) погашение перерасхода по Авансовому отчету, представленному в декабре, только в январе следующего года не может быть квалифицировано в качестве нарушения прав работников, если в соответствующих локальных правовых актах учреждения оговорен особый порядок расчетов с подотчетными лицами в период завершения финансового года. Дело в том, что положения действующих нормативных правовых актов не определяют срок, в течение которого учреждение должно рассчитаться с подотчетным лицом по суммам перерасхода. Следовательно, организация вправе самостоятельно утвердить эти сроки в учетной политике или в другом локальном акте. Срок погашения перерасхода должен быть разумным, так как в случае неисполнения учреждением своих обязательств перед сотрудником последний может обратиться с судебным иском о погашении долга и выплате денежной компенсации за задержку его погашения.

Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, по сути, предусматривает возможность отражения на счете 0 502 00 000 «Принятые обязательства» сверхлимитных сумм, а также порядок отражения таких сумм в бюджетной отчетности. Однако на практике должностные лица уполномоченных органов нередко воспринимают наличие каких-либо показателей в графах 7, 9 Отчета (ф. 0503128) в качестве нарушения бюджетного законодательства, независимо от причин возникновения таких отклонений. Поэтому учреждения самыми различными способами стараются избегать ситуаций, в которых объемы принятых обязательств превышают лимиты бюджетных обязательств (сметные назначения по расходам).

Самый действенный из таких способов применительно к рассматриваемому примеру — ограничение в конце года числа командировок и качественный инструктаж тех сотрудников, которые все-таки в них направляются. В ходе такого инструктажа работники должны быть проинформированы о суммах, которые они могут потратить на определенные виды расходов, а также о необходимости ограничить расходы, которые подлежат возмещению, именно этими суммами.

Кроме того, сотрудников могут попросить представить Авансовый отчет только на частичное возмещение расходов в пределах остатка лимитов (к такому отчету прилагаются не все имеющиеся в распоряжении работника оправдательные документы). В январе же следующего года сотрудники представляют дополнительный Авансовый отчет по прошлогодней командировке и руководители учреждений принимают решение о его оплате и об учете новых обязательств. Впрочем, по нашему мнению, подобные действия не в полной мере соответствуют положениям действующего законодательства.

Лимиты бюджетных обязательств: как заказчики получают деньги на госзакупки

Основные понятия

Как гласит Бюджетный кодекс, бюджетные обязательства — это признанная обязанность соответствующего органа, исполняющего бюджет, к совершению расходных операций в течение определенного периода времени, возникшая на основании действующего закона и в соответствии с бюджетной росписью (БР) .

Иными словами, БО — это конкретные обязанности учреждения или органа власти, принятые к исполнению с целью достижения поставленных задач или выполнения возложенных функций (полномочий). Примерами БО может быть не только закупка товаров по договорам с поставщиками и подрядчиками, но и расчеты с сотрудниками по трудовым соглашениям, а также налоговые платежи, госпошлины, социальное обеспечение и прочие расчеты.

Не стоит путать бюджетные обязательства и бюджетные ассигнования. Так, БО — это денежные или публичные обязательства, которые учреждение или орган власти обязуется исполнить в течение конкретного периода времени. А вот ассигнования — это максимально допустимая сумма средств, предназначенная на исполнение БО в этом периоде.

Порядок распределения

Доведение лимитов бюджетных обязательств до конечного получателя — процесс сложный и многоуровневый.

Максимальный объем полномочий в данном процессе закреплен за Министерством финансов РФ, которое направляет информацию о распределении ЛБО между главными распорядителями БС, в Федеральное казначейство.

При распределении ассигнований на соответствующий финансовый период Минфин руководствуется порядком ведения и составления сводной БР федерального бюджета. За Минфином закреплено право перераспределения, увеличения или уменьшения действующих ЛБО. ГРБС, в свою очередь, распределяет ЛБО между рядовыми распорядителями и(или) получателями БС.

Казначейство при доведении ЛБО до ГРБС, РБС и ПБС присваивает порядковый номер бюджетного обязательства на текущий финансовый год.

Неиспользованный остаток ЛБО

Если за получателем средств бюджета числится неиспользованный остаток доведенных лимитов, то Федеральное казначейство вправе сначала остановить операции по лицевым счетам, а потом отозвать неиспользованные ассигнования. Отзыв в 2017 году предусматривал два этапа:

  1. Июнь 2017 г. — первый этап, при котором Федеральное казначейство осуществляет безоговорочный отзыв ЛБО по договорам и государственным контрактам 2016 года. То есть если за получателем БС на 01.06.2017 числились неисполненные бюджетные обязательства 2016 года, то сначала кассовые операции будут приостановлены, а затем лимиты отзовут в принудительном порядке (письмо Минфина от 29.05.2017 № 09-01-08/32956/07-04-05/03-446).
  2. Октябрь 2017 г. — второй этап, на котором представители ФК РФ приостановят операции, а затем отзовут лимиты, если по состоянию на 01.10.2017 за ПБС будут числиться непринятые ЛБО. То есть учреждение не освоило доведенные лимиты (приказ Минфина России от 30.12.2016 № 254н).
Читайте так же:  Как сменить категорию земельного участка

Такая модель планирования и исполнения бюджета позволяет эффективно перераспределить средства на более значимые мероприятия и цели. Новый подход дополнительно мотивирует участников процесса к своевременному принятию БО и осуществлению кассовых расходов.

Обязательства сверх лимита

В режиме дефицитного финансирования частыми стали нарушения законодательства в части превышения лимитов. Принятые БА сверх доведенных ЛБО грозят учреждению штрафом от 20 000 до 50 000 рублей (ст. 15.15.10 КоАП РФ), к тому же такая сделка может быть признана недействительной и расторгнута на основании п. 5 ст. 161 БК РФ.

Избежать нарушений законодательства позволит грамотное планирование и эффективное управление расходами. Например, чтобы не попасть под штрафные санкции, учреждению достаточно внести изменения в действующий план финансово-хозяйственной деятельности и план-график, перераспределив ассигнования. Аналогичные действия должны провести и казенные учреждения, однако изменения следует внести в смету доходов и расходов в рамках установленных лимитов и в соответствии с БР.

Ответственность за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств

Авторы: Наталия Субботина, методист проектов бюджетного направления компании «ГЭНДАЛЬФ»,

Анастасия Хахулина, старший-бухгалтер консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, февраль 2019 г.

Несоблюдение норм законодательства при принятии, регистрации и учета обязательств влечет административную ответственность должностных лиц. Рассмотрим меры ответственности и способы предотвращения нарушения.

Возникновение обязательств

Принятие и учет бюджетных обязательств – первый из этапов исполнения бюджета по расходам предусмотренный ст. 219 БК РФ. Принятие бюджетных обязательств осуществляется получателем бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением

Сумма принятых обязательств не должна превышать объем доведенных на советующие цели лимитов. Такие полномочия установлены для получателя бюджетных средств п. 3 ст. 219 БК РФ. Данная норма продублирована в ст. 161 БК РФ. Казенное учреждение вправе заключать и оплачивать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Обратите внимание: суммы подтвержденной и учетной органами Федерального казначейства кредиторской задолженности предыдущего финансового периода уменьшают объем прав на принятие обязательств текущего года.

Правила перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом показателей (остатков) обязательств текущего финансового года установлены приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее Инструкция 157н).

Перенос показателей по санкционированию необходимо выполнить в первый рабочий день текущего года – это предусмотрено п. 312 Инструкции 157н.

Рекомендуем своевременно отразить в учете операции по регистрации неисполненных обязательств прошлых лет, которые планируется исполнять в текущем году, чтобы сформировать корректные суммы остатков бюджетных назначений, доступных для принятия обязательств. В «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» необходимо отразить такие операции самостоятельно с применением документов:

в ред. 1.0 «Принятое бюджетное обязательство»;

ред. 2.0 «Регистрация обязательств и сведений по договорам».

С подробным описанием операций можно ознакомиться на сайте Информационно-технологического сопровождения its.1c.ru в Справочнике по «1С:БГУ 8» для казенных учреждений.

Чем грозит нарушение законодательства

Нарушение казенным учреждением требований п. 5 ст. 161 БК РФ при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров может явиться основанием для признания их судом недействительными. Иск в данном случае подает орган, осуществляющий полномочия распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Итак, принимая обязательства необходимо убедиться, что в распоряжении учреждения есть свободный остаток бюджетных назначений, т.е. сумма остатка по кредиту счета 501.Х3 или 503.Х3 по соответствующему коду бюджетной классификации на соответствующий год финансового периода больше или равна сумме контракта (договора) или иного основания для принятия обязательства.

[2]

Должностные лица, которые допустили принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств привлекаются к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Мерой наказания является наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. на виновных лиц.

Рассмотрим правоприменительную практику данной статьи.

Объектом состава административного правонарушения, содержащегося ст. 15.15.10 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. Следует отметить, что виновное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по рассматриваемой статье, в случае если принятие таких бюджетных обязательств предусмотрено бюджетным законодательством РФ, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бюджетных обязательств.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины. Решение о степени виновности лица примет суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно ли избежать ответственности, если отразить принятие обязательств за счет лимитов, выделенных на следующий год? К сожалению, нет! Дело в том, что факт возникновения и принятия бюджетного обязательства никак не связан со сроками его отражения в учете и сроком представления сведений об обязательстве в казначейство. За неполное отражение данных на 500-х счетах выпишут отдельный штраф по ст. 15.15.7 КоАП РФ, а за нарушение срока регистрации данных об обязательстве в казначействе – по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Читайте так же:  Какие документы менять при смене прописки - куда нужно обращаться и каковы сроки оформления

Следует обратить отдельное внимание на даты принятия обязательств. Иногда бюджетное обязательство принимают за несколько дней до получения соответствующего лимита бюджетных обязательств, т.е. «заранее». Может ли данный фактор служить основанием неприменения ст. 15.15.10 КоАП РФ? Тоже, нет, поскольку суды исходят из наличия самого факта принятия бюджетных обязательств сверх лимита бюджетных обязательств. Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел ситуацию, когда учреждением были приняты бюджетные обязательства по предоставлению муниципальному образованию субсидии на осуществление реконструкции и капитального строительства гидротехнических сооружений, несмотря на отсутствие лимита бюджетных обязательств, которые были доведены до ответчика расходным расписанием через восемь дней после принятия бюджетных обязательств. Суд принял решение о наложении административного штрафа.

В отдельных случаях бюджетные обязательства сверх лимитов возникают в силу обстоятельств, не зависящих от действия или бездействия должностных лиц. Рассмотрим несколько ситуаций.

Учреждение в соответствии с возложенными на него функциями выплачивает физлицам пособия, возникающие в силу действующих нормативных правовых актов, и являющихся публичными нормативными обязательствами. Например, в конце декабря в учреждение поступило заявление о выплате единовременного пособия по гибели военнослужащего от члена его семьи. Даже при отсутствии сумм бюджетных ассигнований необходимо такое обязательство отразить в учете и отчетности, зарегистрировать и оплатить при поступлении ассигнований.

Казенному учреждению были уменьшены ранее доведенные лимиты распорядителем бюджетных средств, что привело к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств. Например, уменьшение произведено по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», при этом сотрудник увольняется в конце года и имеет право на выплату компенсации за неиспользованный отпуск в силу норм ТК РФ. В такой ситуации при возникновении превышения сумм обязательств над лимитами не является основанием для отказа в их принятии.

А вот если в аналогичном случае невозможно исполнить бюджетные обязательства, вытекающие из заключенных учреждением им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, то необходимо обеспечить в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг согласование новых условий контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров. Это прямое требование п. 6 ст. 161 БК РФ. Если речь идет о сложившемся факте кредиторской задолженности до уменьшения лимитов, по таким обязательствам собственника ответит орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).

Самый распространенный пример – задолженность по коммунальным услугам. Например, в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление. Суды не принимают сторону должностных лиц, несмотря на «смягчающие» обстоятельства. Так, например, Верховный суд Республики Дагестан в Решении от 05.05.2017 № 21-219/2017 признал правомерным применение ст. 15.15.10 КоАП РФ в случае, когда учреждение приняло бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 460 000 руб., в том числе по расчетам за поставленный природный газ – в сумме 360 000 руб., по расчетам за потребленную энергию – в сумме 100 000 руб.

Кто ответит за допущенные нарушения

Субъектами административной ответственности по ст. 15.15.6, 15.15.7 и 15.15.10 могут выступать только должностные лица.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ, следовательно, именно то лицо, которое соответствует данным критериям, и будет подлежать привлечению к ответственности.

Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел случай превышения Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области лимита бюджетных обязательств. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области министерство возглавляет министр, обеспечивая соблюдение финансовой дисциплины. Поэтому к ответственности был привлечен министр, который, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распределительными функциями, в нарушение ч. 3 ст. 219 БК РФ принял бюджетные обязательства в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

При этом должен быть доказан факт действия или бездействия должностного лица, повлекшие правонарушение.

В ситуации, когда должностное лицо чьи действия или бездействие не могут повлиять на возникновение обязательства скорее всего ситуация будет решена в его пользу. Например, в рассмотренном выше случае, когда потребность в коммунальных услугах возникла в силу объективных причин и объем фактического их потребления превысил объемы, установленные договором. Факт принятия обязательств должен быть подтвержден документально, должностное лицо подтверждает факт принятия обязательства подписывая соответствующие документы. При отсутствии документального обоснования факт нарушения нельзя зафиксировать. В случаях «перерасхода» услуг от которых нельзя отказаться, без того чтобы не повредить жизнедеятельности учреждения остается только рекомендовать поставщику услуг взыскивать средства из соответствующего бюджета путем обращения в арбитражный суд.

В статье использованы материалы Информационно-правового портала «Гарант».

Принятые бюджетные обязательства

Статьи по теме

В соответствии со стат. 6 БК РФ принятые бюджетные обязательства – это расходные обязательства бюджетного учреждения, подлежащие к исполнению в текущем финансовом периоде. Чем они отличаются от денежных обязательств? Как ведется учет? Подробные ответы на эти вопросы далее.

Бюджетное обязательство и денежное обязательство

Понятия «принятые бюджетные обязательства» и «денежные обязательства» различаются. Первые означают подлежащие исполнению учреждением долги отчетного периода. Такие расходы ограничены лимитами (п. 3 стат. 219 БК). Вторые подразумевают обязанность учреждения оплатить определенную договором сумму (п. 308 Приказа Минфина № 157н от 01.12.10 г.).

И те, и другие обязательства показывают долг учреждения по отношению ко второй стороне-участнику заключенного контракта. Это может быть, как юридическое лицо, так и физическое, а также государство в лице бюджета. В результате принятия бюджетного обязательства у учреждения возникает денежное обязательство. Разница в том, что первое подлежит исполнению согласно плановым расходам получателя финансирования. А второе – в целях расходования бюджетных денег и на основании условий заключенного контракта.

Читайте так же:  Может ли отец или мать подать на алименты на сына

Как принимают бюджетные обязательства

Денежные долги отражаются на счетах учета только при фактическом исполнении сделки, то есть в момент перечисления оплаты. Принятые бюджетные обязательства в бюджетном учреждении принимают согласно установленным лимитам. Суммы последних определяются на основании заключенных госконтрактов, договоров, включая с физлицами и предпринимателями (п. 3 стат. 219 БК). Принятие обязательств требует от учреждения подготовки подтверждающей документации:

  • Договора или контракта со всеми допсоглашениями и/или приложениями – документ должен быть подписан с обеих сторон и заверен печатью участников сделки.
  • Авансового отчета ответственного лица организации – на основании утвержденного руководителем заявления работника.
  • Расчетной ведомости по расчетам с работниками.
  • РКО на выдачу сотрудникам средств в подотчет.
  • Прочих форм.

Обратите внимание! Точный перечень документов, которые подтверждают принятие БО, учреждению следует утвердить в своей учетной политике. При этом нужно учесть требования по санкционированию, установленные контрольным финорганом. К примеру, при выплате премий одним из оснований могут быть приказы руководителя по ф. Т-11 или Т-11а.

На каких счетах учитывают принятые обязательства

По единому плану счетов принятие обязательств выполняется с помощью сч. 502.01. Дополнительно при составлении проводок на принятые бюджетные обязательства можно использовать сч. 502.07 и сч. 502.09. В некоторых случаях счета для учета применяются в следующем порядке:

[3]

Вид расходов учреждения

Счет для отражения операции

Заключенные по результатам конкурентных процедур контракты – к примеру, по итогам конкурсов, аукционов, котировок и запросов предложений

При размещении в ЕИС извещения о закупке – данные отражаются на сч. 502.07.

По результатам заключения контракта данные отражаются на сч. 502.01

Зарплаты персоналу, взносы, налоги, прочие виды выплат, включая закупки у единственного поставщика

Расходная операция проводится по сч. 502.01

Затраты учреждения по созданию резервов предстоящих расходов, включая на оплату отпусков работникам, исков и требований по претензиям

Совокупная величина резерва отражается на сч. 502.09. При расходовании резерва используется сч. 502.01

Принятие обязательств сверх лимита

Обязательства в учете учреждений (автономных и бюджетных) отражаются в следующем порядке:

  • По зарплате и другим видам вознаграждения персоналу – согласно утвержденным плановым объемам на такие цели.
  • По командировочным и прочим видам выплат персоналу (включая разъездные суммы, суточные и т.д.) – в объеме начисленных выплат.
  • По перечислению в бюджет обязательных платежей, включая страховые взносы, налоги, сборы, пошлины и пр. – в сумме начисленных отчислений.
  • По возмещению причиненного учреждением вреда, а также другим выплатам, начисленным по судебным решениям, – в объеме подлежащих выдаче выплат.
  • По иным расходным обязательствам – в пределах подтвержденных документально сумм.

Обратите внимание! Подробный перечень возможных обязательств, а также порядок их учета приведен в Письме Минфина РФ № 02-06-07/155 от 21.01.13 г. (п. 1). Здесь поясняются правила учета для получателей государственного финансирования. Данный регламент может использоваться бюджетными учреждениями и автономными в соответствии с требованиями Инструкции № 174н и Инструкции № 183н (Письмо Минфина РФ № 02-06-07/155 от 21.01.13 г.).

Если учреждение расходует финансирование сверх утвержденных на финансовый период ограничений, говорят о принятии сверх лимитов. В соответствии с п. 5 стат. 161 БК получатели бюджетных средств должны заключать контракты с учетом оплаты за счет средств региональных и местных бюджетов. При этом в расчет берутся суммы принятых долгов и неисполненных. Если БО принимаются в условиях отсутствия или несоблюдения лимитов, возникает грубое административное нарушение. Меры ответственности предусматривают штраф (стат. 15.15.10 КоАП):

  • Для должностных лиц учреждения – санкция составляет 20000-50000 руб.

На основании п. 5 стат. 161 БК заключенные сверх утвержденных ЛБО контракты могут признаваться недействительными. На дату заключения сделки у учреждения должен быть достаточный объем обязательств. То есть, свободных средств хватает на определенный раздел, подраздел, вид расходов и целевую статью. Если подобные требования не исполняются, контролеры применяют санкции по стат. 15.15.10 КоАП. Не будет штрафа в ситуациях-исключениях:

  • Контракт заключается в целях обеспечения госнужд (по стат. 72 БК).
  • БО обусловлены исполнением судебных или налоговых требований.
  • Кредиторские долги за прошлые периоды погашаются за счет ЛБО текущего года (Письма Минфина и ФК РФ № 02-03-08/4126, 07-04-05/05-66 от 29.01.16 г.).
  • За счет свободных ЛБО текущего периода уплачиваются налоги, авансы и взносы следующего года. Платеж нужно обосновать (Письмо Минфина РФ № 02-03-09/34753 от 23.08.13 г.).

Принятие обязательств сверх утвержденных лимитов

Дата документа 01.09.2017
Метки Статья

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО НАРУШЕНИЮ СРОКОВ ДОВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ И ЛИМИТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Органы власти, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), доводят до распорядителей и получателей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. Есть общий срок, не позднее которого это нужно сделать, — 31 декабря. Нарушение срока доведения бюджетных данных является административным правонарушением, за которое несут ответственность должностные лица ГРБС.

Обязанности ГРБС

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Как принять бюджетные обязательства и не нарваться на штраф

Бюджетное обязательство и денежное обязательство

Принятые бюджетные обязательства — это выделенные на определенный финансовый период (год) и доведенные до учреждений расходные показатели (ст. 6 БК РФ) в пределах установленных лимитов. БО появляется на основании договорных отношений между учреждением и организацией-исполнителем и отражает те затраты, которые учреждение планирует произвести в отчетном году в пределах установленных ЛБО (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

В отличие от бюджетных, денежные обязательства — это совокупность обязанностей ПБС по уплате выделенных денежных средств. Оплата должна производиться на основании исполненных условий, заключенных в соответствии с действующим законодательством, отношений гражданско-правового характера.

Читайте так же:  Стоимость экспертизы товара ненадлежащего качества

ДО проводятся в бухгалтерском учете только по факту выполнения условий сделки ГПХ, в момент непосредственной выплаты денежных средств.

Как принимают ЛБО

Принятие бюджетных обязательств казенными учреждениями происходит в пределах установленных лимитов БО в соответствии с ранее заключенными согласно действующему законодательству государственными (муниципальными) контрактами и договорами, в том числе с ИП и физическими лицами (п. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия БО казенному учреждению необходимо подготовить определенные подтверждающие документы:

  • контракт (договор) с приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);
  • авансовый отчет;
  • расчетную ведомость;
  • РКО на выдачу денежных средств подотчет и иные документы.

Можно ли принять сверх лимита

Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.

Контракты, заключаемые ПБС, исполняются и оплачиваются за счет средств бюджета субъектов РФ и муниципальных образований с учетом принятых и неисполненных БО (ч. 5 ст. 161 БК РФ).

Принятие БО в условиях отсутствия доведенных лимитов или сверх установленных ЛБО — это серьезное административное правонарушение, которое предусматривает определенные меры ответственности: на должностное лицо налагаются штрафные санкции в сумме от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

За заключение БУ и КУ контракта, неподкрепленного обязательства и сверх установленных ограничений, последуют наказания и штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Бухгалтерам необходимо тщательно сверять поступающую на учет документацию (договоры, счета, РКО, авансовые отчеты) на предмет свободных лимитов. Особенно стоит быть внимательными в случае расходов, производимых подотчетниками наличными деньгами.

Проверяющие могут привлечь к ответственности и в случае фактического наличия лимита на дату принятия БО при отсутствии в момент заключения контракта (договора) утвержденной детализации по КОСГУ в бюджетной смете. Однако начиная с 2016 г. и по настоящий момент при составлении текущих и плановых бюджетов КОСГУ не применяется.

Когда штрафа не будет

Бывают и обратные ситуации, которые исключают наложение штрафных санкций:

  1. Ситуации, закрепленные положениями п. 3 ст. 72 БК РФ.
  2. Возникновение дополнительных БО во исполнение налоговых или судебных требований.
  3. Погашение кредиторской задолженности предыдущих лет за счет текущих ЛБО (письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.01.2016 № 02-03-08/4126, 07-04-05/05-66).
  4. Оплата налогов, взносов и авансовых платежей следующего года в рамках свободных ЛБО, установленных на текущий финансовый период (письмо Минфина России от 23.08.2013 № 02-03-09/34753). В таких случаях обязательным условием является обоснование платежа.

Как заказчику принять лимиты бюджетных обязательств

Основные правила работы

В статье 6 БК РФ говорится, что учреждение не вправе потратить в течение отчетного периода денег больше, чем доведено Минфином. По п. 2 ст. 219 БК РФ, принятие БО является обязанностью каждой организации в рамках процесса исполнения бюджета. Учреждение, которое принимает БО в пределах установленных ограничений, является получателем средств бюджета (п. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия БО уполномоченный финансовый орган — распорядитель средств бюджета — направляет ПБС уведомление о лимитах бюджетных обязательств по форме 0504822 (Приказ Минфина РФ № 52н от 30.03.2015). В уведомлении содержится информация об объемах ЛБО, их текущих изменениях и соответствующих КБК.

БО принимаются через государственные (муниципальные) контракты и договоры, заключенные в соответствии с действующим законодательством: Федеральным законом № 44 от 05.04.2013 и другими нормативно-правовыми актами. Доведение лимитов бюджетных обязательств до бюджетных учреждений — только половина процесса. По ст. 161 БК РФ, процедуры заключения, оплаты и исполнения госконтрактов и иных договоров производятся организацией в пределах выделенных на определенный финансовый год ЛБО в разрезе соответствующих КБК по направлениям расходов.

Чтобы подтвердить возникновение БО, ПБС предоставляют заявку и государственный (муниципальный) контракт на приобретение товаров, работ, услуг.

ПБС вправе заключить контракт со сроком действия, который завершается как в отчетном, так и в плановом периоде, так как ЛБО доводятся либо на один, либо на 3 года. Если ограничения установлены на один, отчетный, период, то контракт необходимо исполнить в текущем году. Если пределы доведены в том числе на плановый период, то госконтракт заключается в соответствии с установленными ограничениями сроком до 3 лет.

Учет лимитов бюджетных обязательств

Принятие организацией БО в обязательном порядке должно отражаться в регистрах бухгалтерского учета. Для этих операций используется счет 0 502 01 000 «Принятые БО» (Единый план счетов, Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Наравне с вышеуказанным нормативно-правовым актом, учет в БУ регламентирует Приказ Минфина РФ № 183н от 23.12.2010, в казенных — Приказ № 162н от 06.12.2010, в автономных — Приказ № 183н от 23.12.2010.

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

Проведение операций по счету 0 502 01 000 по принятию ЛБО корреспондируются:

  • для казенных учреждений — с Дт 0 501 00 000 «ЛБО»;
  • для БУ/АУ — с Дт 0 506 00 000.

Источники


  1. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.

  2. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.

  3. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.
  4. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.
Принятие обязательств сверх утвержденных лимитов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here