Приватизация земельных участков земельное право

Самое важное на тему: "Приватизация земельных участков земельное право" с точки зрения профессионалов.

Приватизация земельных участков

Под приватизацией понимается передача государственными или муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

[1]

на основании положений Земельного кодекса РФ, ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», иных нормативных актов.

В ЗК РФ сам термин «приватизация» используется только применительно к земельным участкам, на которых расположены объекты недвижимости, особо охраняемым природным территориям и сельскохозяйственным угодьям (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществлялась в России с 1991 г. бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

В соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждение имущества в собственность физических и (или) юридических лиц осуществляется исключительно на возмездной основе.

Покупателями земельных участков могут быть физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25% (не распространяется на собственников объектов недвижимости).

Способы приватизации перечислены в ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.

Цена выкупа земельного участка устанавливается кратно ставке земельного налога за единицу площади земельного участка в зависимости от численности населения и местоположения участка.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до принятия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась. С 27 января 2003 г. приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ЗК РФ и иными федеральными законами.

Приватизация земельных участков

Приватизация земельных участков или их купля-продажа у государства регулируется нормами следующих нормативных правовых актов:

  1. Земельным кодексом РФ;
  2. Федеральным законом от 21 декабря2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  3. Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г, № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю»;
  4. решения органов властисубъектов РФ.

Вступление в действие нового Земельного кодекса РФ ускорило процесс приватизации земли. Все больше предприятий стали выкупать землю под находящимися в их собственности зданиями. Покупка-продажа государственных земель под промышленными объектами перестала быть исключением.

В Законе содержится четкая формула расчета цены покупки земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственниками расположенных на этих земельных участках зданий и сооружений. До принятия ЗК РФ этот вопрос регулировался Указом Президента РФ от 1994 г. «Об утверждении программы приватизации», где цена рассчитывалась исходя из нормативной цены, в то время как ЗК РФ предусматривает расчет цены исходя из ставки земельного налога. Нормативная цена согласно Указу выше, чем предлагаемая сейчас в ЗК РФ, причем с ростом ставки земельного налога автоматически возрастает и цена. ЗК РФ уполномочивает субъект РФ устанавливать цену земли для таких участков (застроенных) в следующем порядке (ст. 2 Закона о введении в действие ЗК РФ):

  1. с населением свыше 3 млн человек — в размере от 5- до 30-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
  2. от 500 тыс. до 3 млн человек — в размере от 5- до 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
  3. до 500 тыс. человек, а также за пределами черты поселений — в размере от 3- до 10-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

До установления субъектом РФ цены земли применяется соответствующая минимальная ставка земельного налога.

При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений.

При продаже земельного участка его арендатор имеет преимущественное право его покупки.

Согласно п. 7 постановления Правительства РФ № 576 «О порядке распоряжения земельными участками» установлено, что решение о приватизации принимается:

  1. Минимуществом России в том случае, если приобретенная недвижимость находилась в федеральной собственности;
  2. уполномоченным органом субъекта РФ в том случае, если приобретенная недвижимость находилась в собственности субъекта РФ либо земельный участок ранее был предоставлен субъектом (например, в аренду).

Во всех иных случаях такое решение принимается органом местного самоуправления.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ

Под приватизацией понимается передача государственными или муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

В современных условиях правовую основу приватизации земельных участков составляют различные нормативные правовые акты в зависимости от приватизируемого объекта. Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем объектов недвижимости на основании положений ЗК РФ, ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [1] , иных нормативных правовых актов; указанные нормативные правовые акты применяются и тогда, когда производится приватизация земельных участков под соответствующими объектами недвижимости; приватизация же «свободных» земельных участков основывается на нормах ЗК РФ, федеральных законов «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также других нормативных правовых актах.

Читайте так же:  Нюансы при продаже квартиры под ипотеку и приобретении жилья в кредит. при каких условиях банк одобр

В ЗК РФ сам термин «приватизация» используется только применительно к земельным участкам, на которых расположены объекты недвижимости, особо охраняемым природным территориям и сельскохозяйственным угодьям (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Фактически речь идет о приватизации земельных участков и тогда, когда лица, имеющие право пожизненного наследуемого владения или право постоянного (бессрочного) пользования на участки, переоформляют их на право собственности.

Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществлялась в России с 1991 г. бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

Отчуждению (приватизации) в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат земельные участки в составе земель:

  • • лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • • зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
  • • общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);
  • • транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • • зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Поскольку в соответствии со ст. 129 и ст. 209 ГК РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается законами о земле, наличие в иных федеральных законах запрета на передачу земельных участков в частную собственность является и запретом на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости. Например, согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами. Также не подлежат приватизации земельные участки, изъятые из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если в федеральных законах не установлено иного.

В соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждение имущества в собственность физических и (или) юридических лиц осуществляется исключительно на возмездной основе. В трех случаях законодатель устанавливает исключение из этого правила и, соответственно, исключает из сферы действия ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отношения по безвозмездному отчуждению земельных участков под объектами недвижимости в собственность. Речь идет о религиозных организациях, которые вправе бесплатно приобрести для использования в соответствующих целях земельные участки под культовыми зданиями и сооружениями, общероссийских общественных организациях инвалидов и организациях, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, — земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности этих организаций.

Покупателями земельных участков могут быть физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» была включена новая норма, установившая, что указанное ограничение не распространяется на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками, при приобретении указанными собственниками государственных или муниципальных земельных участков. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства также не допускаются к участию в приватизации, если приватизируются земельные участки, которые в соответствии с нормами земельного законодательства не могут принадлежать на праве собственности указанным категориям лиц. В соответствии с п. 4 ст. 5 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в случаях, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.

Способы приватизации перечислены в ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены [6] , путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. А также в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.

Особенности отчуждения земельных участков определены в ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, за исключением следующих случаев:

  • • отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;
  • • отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.

В последнем случае с покупателями частей зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, заключаются договоры аренды этого участка со множественностью лиц на стороне арендатора. После приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на таком земельном участке, собственники этих объектов недвижимости вправе одновременно приобрести (приватизировать) земельные участки в общую долевую собственность. Размер доли в праве собственности на земельный участок будет определяться пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения, сооружения.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, лежит обязанность по приобретению в собственность указанных участков или заключению договора аренды, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Читайте так же:  Как изменить размер алиментов на ребенка в 2019 году

Цена выкупа земельного участка устанавливается соответственно органами государственной исполнительной власти или органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

  • • земельных участков, находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ;
  • • земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов РФ;
  • • земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

В любом случае цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю земельных участков.

Сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, включаются в передаточный акт.

При приватизации земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом. Указанный паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

Согласно ч. 6 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках. Исключения из данного правила возможны при установлении на земельном участке публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

Отношения по приобретению права собственности на земельные участки собственниками объектов недвижимости регулируются различными правовыми нормами: Земельным кодексом РФ (ст. 36), ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ст. 3), ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Соответственно, возникает вопрос о соотношении данных норм. Решение этого вопроса имеет большое практическое значение, поскольку названные нормы, хотя и совпадают в целом по порядку приобретения прав на земельный участок, имеют и определенные отличия. Например, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники недвижимости могут претендовать на предоставление соответствующего земельного участка в аренду на срок не более чем сорок девять лет, другими нормативными актами ограничения срока аренды не устанавливаются.

Приватизация осуществляется путем выкупа арендуемого земельного участка по его рыночной стоимости. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи письменного заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующего земельного участка. При этом выкуп в собственность (приватизация) арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения не допускается, если он был передан в аренду религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, гражданам для сенокошения и выпаса скота.

Приватизация земельных участков земельное право

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией земельных участков понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Государственное регулирование приватизации прежде всего заключается в детальном законодательном регулировании случаев бесплатной и платной приватизации, ее порядка, сроков, запрета на приватизацию, установления компетентных государственных органов, участвующих в процессе приватизации.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Сфера действия Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Земельным законодательством установлен дифференцированный правовой режим приватизации:

1) земельных участков, предоставленных ранее гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, осуществления иных потребительских целей, предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) земель колхозов и совхозов в рамках социального варианта земельной реформы, связанного с бесплатной передачей гражданам сельскохозяйственных угодий по уравнительным нормам под контролем административных органов;

3) земельных участков приватизированных государственных и муниципальных предприятий;

4) объектов государственной и муниципальной собственности в результате возмездного приобретения гражданами и юридическими лицами на торгах (конкурсах и аукционах) по сделкам купли-продажи земельных участков;

5) объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Приватизация осуществляется на основании прогнозного плана (программы), который ежегодно утверждается Правительством РФ. В нем содержатся нормы, устанавливающие правила разработки проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год, а также правила определения состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, правила определения цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, способы приватизации и иные нормы.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие ЗК РФ приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Читайте так же:  Расторжение договора купли-продажи квартиры

Приватизация недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования.

Земельный участок, не выделенный на местности и не имеющий привязки на местности и кадастрового номера, продолжает оставаться территорией, на которую в силу приватизационного законодательства объектов недвижимости переходило право пользования на земельный участок под зданием, сооружением и прилегающую часть. И только сейчас действующее земельное законодательство предусматривает необходимость формирования земельного участка и его учетной регистрации в Государственном земельном кадастре. После формирования земельного участка и его регистрации он становится объектом земельных правоотношений.

Если расположенные на земле объекты недвижимости ранее были приватизированы, то их собственники могут ходатайствовать перед собственником земли о формировании земельного участка как объекта недвижимости и его приватизации с учетом положений Федеральных законов «О землеустройстве», «О государственном земельном кадастре», «О разграничении государственной собственности на землю», Земельного кодекса РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», других нормативных актов Российской Федерации в части определения собственника (Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования) земельного участка и лица, выступающего от имени собственника (распорядителя, продавца).

Как показывает практика, наиболее динамично участвуют в обороте объекты недвижимости — ранее приватизированные строения, сооружения. Оборот с недвижимостью на земельном участке всегда сопряжен с переходом прав на землю, но не всегда участники гражданско-правовых отношений решают вопросы землепользования. Это объясняется временным фактором оформления земельно-правовых отношений, так как не во всех случаях земельные участки ранее были сформированы как объекты недвижимости и на них выданы документы либо при наличии документов на земельный участок стороны ограничиваются положениями некоторых нормативных актов.

Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность граждан и юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, — переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2006 г.

Переоформление прав позволит включить земельные участки в гражданский и земельный оборот (ипотека, продажа земельных участков, прав аренды, субаренда и т.д.), в то время как распоряжение земельными участками, находящимися у землепользователей на праве постоянного (бессрочного) пользования, запрещено. При этом ст. 20 ЗК РФ гарантирует сохранение права постоянного (бессрочного) пользования. Статьей 45 ЗК РФ установлены основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Непереоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, аренды или безвозмездного срочного пользования является основанием прекращения права на земельный участок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлены особенности отчуждения земельных участков при приватизации зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости. Их отчуждение осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Запрет на приватизацию установлен в ст. 95 ЗК РФ применительно к земельным участкам в границах государственных заповедников и национальных парков. В соответствии с ч. 12 ст. 85 земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

Закон о приватизации земельных участков

Право на приватизацию земельных наделов регламентировано ЗК РФ, Законом о приватизации и госрегистрации,( н. 178 ФЗ, н.122) «Дачной амнистией» (н.171 ФЗ). По указанным постановлениям, земля под жилой и нежилой недвижимостью, оформленной в собственность должна быть приватизирована либо арендована.

Закон о бесплатной приватизации земельных участков

Бесплатная приватизация была остановлена, когда новый Земельный Кодекс начал действовать. Но до марта 2018 года, некоторые категории аграрных наделов можно приватизировать бесплатно. Закон о безвозмездном переводе во владение земли действует для следующих категорий:

  • С жилыми постройками, возведенными до вступления в силу нового ЗК;
  • Арендованных для ИЖС или сельхозработы;
  • Переданных в наследство или по договору ренты;
  • Садово-дачные наделов ;
  • Земли под гаражами.

Для оформления земли в собственность нужно получить разрешение муниципальных властей. Затем зарегистрировать право владения, обратившись в Росреестр. Документы для обращения в муниципалитет:

  • Прошение о приватизации;
  • Документы на земельный участок;
  • Акты о владении постройками на нем;
  • Кадастровая схема, если земля на учете;
  • Техпаспорт строений;
  • Удостоверение личности или аналогичный документ.

В отделении Росреестра предоставить удостоверение личности и акт о праве собственности на аграрный надел, полученный в муниципалитете.

О том, как проводится приватизация земельного участка в 2018 году (с чего начать, куда обращаться и т. п.), написано здесь.

Под частным домом

Аграрный надел под частным жилым строением переходит в собственность по закону о приватизации, регулирующимися в ЗК РФ, и и положениями Федерального Закона (№ 178-ФЗ и № 137-ФЗ). Согласно этому приватизировать можно землю под частным жилым строением, выданную в пользование на любом основании. Приватизировать аграрный надел имеют законное основание:

  • Владельцы частного дома, находящегося на участке;
  • Владельцы садового или дачного домика, гаража, сарая и.т.п;
  • Лицо, владеющее землей по праву безвозмездного владения или ренты.
Читайте так же:  Банкротство физических лиц что нужно

Наследникам право на безвозмездное оформление в единоличное владение не предоставляется. Они или арендуют или выкупают землю в собственность. Приватизация каких земельных участков запрещена законом:

  • Убранных из государственного земельного оборота;
  • Использованных для муниципальных и государственных целей;
  • Стратегически важных для военной безопасности РФ.

Под жилым домом

Собственник жилого дома должен направить в органы местного самоуправления прошение о приватизации земельного участка, расположенной по его домом и другими строениями подсобного назначения. А так же документы, подтверждающие его право собственности на эти строения.

[2]

Администрация рассматривает заявление 10-15 дней, после чего выносит решение об одобрении или отказе в приватизации, с указанием причин. Далее оформляется акт о передаче в собственность земельного участка, с который собственник регистрирует в Росреестре.

В садоводстве

Дачный участок оформляют на себя по закону о Дачной амнистии. С начала весны 2015 года, участки выделенные в садоводческом кооперативе, приватизируются в упрощенном порядке. Для перевода в собственность надела, нужно направить прошение в районную администрацию. Согласование с другими владельцами уделов в СНТ не нужно.

Если гражданин получил участок по индивидуальному праву, заявление о приватизации направляется в территориальное отделение Росреестра. По упрощенному порядку нужно заявление и документ, с правом собственности на участок. Кадастровая схема не требуется.

По наследству

Аграрный надел может переходить в порядке наследования. Есть три варианта наследования:

  • По праву собственности;
  • По праву бессрочного владения (пользования земельным участком);
  • По праву контракта на аренду у муниципальных властей. При этом важно знать, как оформить аренду и взять землю для последующего выкупа у государства.

В первом случае, приватизация не нужна. Во втором, через суд утверждается право на наследство, а затем наследник начинает процедуру оформления в единоличное владение. Сначала нужно оформить кадастровый паспорт и поставить аграрный надел на учет. И только потом регистрировать свое право на владение недвижимым имуществом.

Аграрный надел, наследуемый на основании аренды у администрации оформляется во владение через МИО или администрацию, которой земля принадлежит. Земля выкупается по трем схемам:

  • Без аукциона, по преимущественному праву владения постройками, возведенными на земле;
  • Через торги;
  • По условиям договора аренды с правом выкупа, если умерший заключал такой с администрацией.

Тем кто планирует взять в собственность землю, на которой стоит их частный дом, не стоит беспокоиться о сроках приватизации. Собственникам дач лучше оформить право собственности поскорее. Дачная амнистия — действует до 1 марта следующего года.

Расходы на процедуру, даже безвозмездную, связаны с оформление документации на землю. Точные цены на оформление указаны в муниципалитете. Самая затратная статья расходов — регистрация в кадастре. Она включает в себя межевание и написание кадастровых схем. Еще один пункт расходов — сама регистрация права на собственность. Стоимость госпошлины — 2 тысячи рублей.

Приватизация земельных участков

Что такое приватизация земельных участков

Правовые основания приватизации земельных участков

[3]

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.
Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178–ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).
Приватизация не застроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях, применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также другие нормативные акты.

Основные нормативные акты, позволяющие приватизацию земельного участка

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:
1. Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»,
2. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности»,
3. Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535,
4. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»,
5. Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

С 27 апреля 2002 года приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществляется с 1991 года бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

Какие земельные участки не могут быть приватизированы

Приватизации, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат земельные участки в составе земель:
— лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
— общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);
— транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;
— зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Читайте так же:  Как перевести квартиру на себя

Данный перечень земельных участков, которые не подлежат приватизации, не является исчерпывающим.
В соответствии со статьями 129 и 209 Гражданского кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается земельным законодательством. Если в иных федеральных законах содержится запрет на передачу земельных участков в частную собственность, то это свидетельствует и о запрете на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
Например, как указано в п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
Приватизации не подлежат также земельные участки, которые были изъяты из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если федеральными законами не установлено иное.

Способы приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения осуществляется бесплатно.

Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы, запись на прием по телефону: 8(495) 998-58-08

Приватизация земли. Переоформление земельного участка

Переоформление земельного участка

Заявление подается в исполнительный орган либо в ОМС. Указывается цель использования земельного участка, желаемое право на земельный участок. Перечень необходимых документов указан в Приказе Минэкономразвития № 370 от 30.10.2007 г. В этот перечень включены выписки из единого государственного реестра прав на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке и о правах на земельные участки. Необходимо представить кадастровый паспорт на земельный участок и иные документы, предусмотренные в указанном перечне. ОМС не вправе расширять этот перечень.

кадастровый паспорт комитет зем-х реш-ие о проект

и иные док-ты, 1 мес. и имущ-х отношений 1 мес. предост-ии дог-ра

указанные в перечне исполкома зем. участка

Заявление о схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровая схема территории (если нет кадастрового паспорта)

Согласно ст. 36 ЗК РФ лицо, обладающее на праве собственности зданием, строением, сооружением, расположенным на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, вправе приватизировать или взять в аренду (право выбора остается за заявителем).

Согласно п.2.2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» собственники зданий вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды земли – до или после вступления в действия ЗК РФ.

Тесно связана с переоформлением. В 1990 г. под приватизацией государственных и муниципальных земель понималось возмездное и безвозмездное приобретение гражданами или юридическими лицами объектов государственной или муниципальной собственности. В ФЗ 2001 г. «О приватизации» под приватизацией понимается ужу возмездное отчуждение. В ЗК РФ содержатся различные правовые нормы, устанавливающие особый правовой режим для граждан и юридических лиц в зависимости от того, как они вступают в правоотношения по рпиватизации. Выделяются следующие способы приватизации земли:

1. приватизация земельных участков, предоставленных гражданам на ППБП, ППНВ, для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и крестьянского фермерского хозяйства;

2. приватизация земель колхозов, совхозов, связанная с бесплатной передачей гражданам с/х угодий;

3. приватизация земельных участков приватизированными государственными и муниципальными предприятиями;

4. возмездное приобретение гражданами и юридическими лицами на торгах (из государственной или муниципальной собственности, по сделкам купли-продажи);

5. приватизация объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Для садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан ст. 28 № 66-ФЗ предусматривает иной порядок приватизации земли.

Право пожизненного наследуемого владения (ППНВ)

Общая характеристика ППНВ предусмотрена ст. 21 ЗК РФ. Впервые ППНВ было установлено Основами законодательства СССР о земле в 1990 г.

В ЗК впервые данное право появилось в 1991 г. Закон РФ от 23.12.1992 г. «О праве граждан РФ на получение в частную собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества» предусмотрел бесплатное предоставление в собственность земельных участков, не превышающих предельную норму площади земли. Земельный участок, превышающий установленный норматив, мог быть передан в собственность по договорной цене либо сохранялось ППНВ. В силу ст. 21 ЗК РФ, 267 ГК РФ распоряжение земельными участками, находящимися на ППНВ, не допускается, за исключением перехода права на земельный участок по наследству. В силу ст. 1181 ГК РФ при наследовании земельного участка, принадлежащего наследодателю, переходит также находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы и находящаяся на нем растительность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8740 —

| 7473 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.

  2. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  3. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.
  4. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
Приватизация земельных участков земельное право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here