Соглашение об изъятии земельного участка

Самое важное на тему: "Соглашение об изъятии земельного участка" с точки зрения профессионалов.

Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.7 . Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 56.7 ЗК РФ

1. В целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также — соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:

1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;

2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;

3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;

4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;

5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;

6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;

7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;

8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

2. Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 3 статьи 56.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3. Для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не требуется.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 4 статьи 56.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4. Наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, об образовании земельных участков, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, подлежащие изъятию, не являются препятствием для подготовки и последующего заключения соглашения об изъятии недвижимости или принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В случае земельного спора границы земельных участков, подлежащих изъятию, определяются в порядке, установленном частью 10 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

[2]

5. Правообладатели изымаемой недвижимости обязаны обеспечить доступ к земельным участкам и (или) расположенным на них объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения рыночной стоимости такой недвижимости.

6. В случае, если решение об изъятии принято по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, осуществление указанных в подпунктах 1 — 6 пункта 1 настоящей статьи действий может быть поручено подведомственному таким органам государственному или муниципальному учреждению.

Примерная форма соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. ст. 279-281 ГК РФ, ст. 49, главы 7.1 ЗК РФ

Соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд

[ место заключения соглашения ]

[ число, месяц, год ]

[ Наименование органа местного самоуправления ] в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ], именуемый в дальнейшем «Орган местного самоуправления», с одной стороны и

[ фамилия, имя, отчество правообладателя полностью ], [ число, месяц, год ] года рождения, именуемый(ая) в дальнейшем «Правообладатель», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. Предмет соглашения

1.1. Орган местного самоуправления на основании [ наименование и реквизиты правового акта, в соответствии с которым производится изъятие земельного участка ] (далее — решение об изъятии) изымает у Правообладателя земельный участок площадью [ значение ] кв. м, кадастровый номер [ значение ], находящийся по адресу: [ вписать нужное ], и предоставляет возмещение за изымаемый земельный участок в соответствии с условиями настоящего соглашения.

1.2. Изымаемый земельный участок принадлежит Правообладателю на праве собственности на основании [ указать правоустанавливающий документ и его реквизиты ], что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права [ серия, N ], выданным [ число, месяц, год, наименование выдавшего органа ].

Читайте так же:  В каких случаях платят алименты на ребенка

1.3. Земельный участок изымается вместе с расположенным на нем объектом недвижимого имущества — [ указать объект недвижимого имущества ], кадастровый номер: [ значение ] (далее — объект недвижимого имущества).

1.4. Объект недвижимого имущества принадлежит Правообладателю на праве собственности на основании [ указать правоустанавливающий документ и его реквизиты ], что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права [ серия, N ], выданным [ число, месяц, год, наименование выдавшего органа ].

1.5. Земельный участок изымается в целях [ вписать нужное ].

1.6. Не изымаются в соответствии с решением об изъятии следующие сооружения, расположенные на изымаемом земельном участке: [ указать сооружения, в том числе сооружения, строительство которых не завершено ] (далее — сооружения).

1.7. Правообладатель указанных сооружений вправе использовать изымаемый земельный участок на [ указать право, на котором Правообладатель вправе использовать подлежащий изъятию земельный участок ].

1.8. В отношении изымаемого земельного участка установлены сервитуты: [ вписать нужное ], которые в соответствии с решением об изъятии подлежат сохранению.

2. Размер и порядок выплаты возмещения

2.1. В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости N [ значение ] от [ число, месяц, год ] размер возмещения за изымаемый земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества составляет [ сумма цифрами и прописью ] рублей.

2.2. В размер возмещения включены рыночная стоимость земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, убытки, причиненные Правообладателю изъятием земельного участка, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

2.3. Возмещение осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в течение [ указать срок ] со дня подписания настоящего соглашения путем [ вписать нужное, например, перечисления денежных средств на банковский счет Правообладателя ].

2.4. Подтверждением предоставления возмещения будет являться представление [ платежного поручения о внесении денежных средств на банковский счет Правообладателя/платежного поручения о внесении денежных средств в депозит нотариуса/иного документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату денежных средств ].

3. Передача изымаемого земельного участка

3.1. Правообладатель не позднее [ указать срок ] со дня подписания настоящего соглашения передает, а Орган местного самоуправления принимает земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества по подписываемому Сторонами акту приема-передачи.

4. Прекращение и переход прав на земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества

[1]

4.1. Настоящее соглашение является основанием для перехода права собственности на земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества и государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятый земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества.

4.2. Переход права собственности на земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на изъятый земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества осуществляются только после предоставления указанного в разделе 2 настоящего соглашения возмещения.

4.3. Права Правообладателя на изымаемые земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав.

4.4. С момента прекращения права собственности Правообладателя на изымаемые земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества на них возникает право собственности [ наименование муниципального образования ].

5. Заключительные положения

5.1. Настоящее соглашение составлено в [ значение ] экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

5.2. Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения ими взятых на себя обязательств.

5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. Споры, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего соглашения, Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров. В случае недостижения согласия между Сторонами, спор будет рассматриваться в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.5. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим соглашением, Стороны руководствуются действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

Изъятие земельных участков для государственных нужд

Главная » Земля » Изъятие земельных участков для государственных нужд

Согласно главному закону страны – Конституции РФ, частная собственность является неприкосновенной. Однако бывают моменты, когда у владельца отбирают угодье. Именно поэтому так важно быть подкованным во всех юридических тонкостях этого вопроса. Ключевым основанием для превращения правомочий для юридических и физических лиц выступает изъятие данных участков в пользу государства.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для государственных нужд

Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.

Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят обычно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.

Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.

Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе. В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.

Читайте так же:  При обмене квартиры какие нужны документы

Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.

Решение о необходимости изъять землю принимают региональные, а также федеральные органы. Порядок выглядит так: правообладатель и государственные органы должны обсудить условия и прийти к соглашению. Сумма и порядок возмещения обязательно должны быть прописаны. Собственник имеет право требовать компенсацию за все имущество, которое было утрачено, и за которое он понес убытки.

Участок, который изымается, можно заменить на любое недвижимое имущество, которое равноценно с точки зрения своей стоимости. На замену может быть предоставлена земля либо же недвижимый объект, который полностью покроет сумму возмещения.

Обычно порядок изъятия выглядит так:

  • Проводится подготовка к процедуре, с определением общего порядка, а также прекращением прав владения;
  • Должно быть принято решение с обоснованием условий проведенного изъятия;
  • Собственнику сообщают о предстоящей процедуре;
  • Заключается соглашение о проведении изъятия с владельцем земли.

Государство может выдать вам участок, меньший по своей территории, с обязательной выплатой разницы возмещения. Принудительное взыскание должно быть обеспечено равноценным возмещением, сумма должна быть выдана единожды в полном объеме. Суд имеет все полномочия установить сроки, сумму и порядок возмещения на основании материалов, которые были предоставлены по делу.

Постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд

Может быть составлено решение об изъятии земли как для одного участка, так и для нескольких наделов одновременно. В случае, если сносят многоэтажный дом, выдается лишь одно постановление.

Выполнена должна быть процедура:

  • после того, как будет принято постановление в течение 10 дней (информация об этом размещается на официальном сайте, а также иных источниках информации);
  • процесс публикации информации сохраняет за собой общий порядок расположения недвижимого объекта, который изымается;
  • ксерокопии решения должны быть выданы каждому владельцу, интересы которого были затронуты;
  • копия должна быть направлена в органы регистрации прав владельцев;
  • в случае изъятия недвижимых объектов на основании прошения, в организацию следует направить копию решения.

В постановлении указывается правовая основа, и основания, согласно которым происходит регулирование данного вопроса.

Изъятие земельного участка у собственника.

О том, что с 1 января 2018 года собственники могут лишиться своих участков, читайте тут.

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд

Видео (кликните для воспроизведения).

В ст. 56.9 Земельного Кодекса РФ регулируются все аспекты, которые относят к составлению соглашения как ключевого документа, согласно которому право владения переходит от собственника к государству, либо муниципальному органу.

В таком документе обязательно должны быть включены положения:

  • имена граждан, подписи которых стоят в документе;
  • указаны кадастровые номера земельных участков, которые изымаются;
  • перечислены основания принятого решения, общие цели с реквизитами документа;
  • прописан общий перечень прав, которые перестают действовать либо же возникают в результате проведенной сделки;
  • срок передачи не должен быть больше 6 месяцев;
  • порядок выплаты компенсации, а также ее размеры.

Отдельной строкой могут быть также указаны ключевые нюансы в адрес некоторых объектов, право использования которых остается за владельцем.

Основания изъятия земельного участка для государственных нужд

Земли у собственника могут быть отобраны в пользу муниципалитета либо же государства – это прописано в статьях 49 и 55 ЗК РФ. Владелец недвижимого имущества должен получить письмо о том, что будет проведена процедура изъятия. Сообщить необходимо не позже чем за 1 год до ее проведения.

Причинами могут выступить:

  • Государство выполняет свои международные обязательства;
  • Проводится процедура отчуждения земли, чтобы в дальнейшем на этой территории можно было разместить федеральные и государственные объекты, если нет иных для этого возможностей;
  • Другие случаи регулируются согласно действующему законодательству.

Обычно процесс изъятия земельных наделов происходит из-за того, что государство в них нуждается. Основаниями может послужить строительство значимых сооружений с заранее созданным проектом. Другого способа, кроме изъятия земельных участков просто нет. К примеру, в процессе подготовки олимпийских объектов на территории Сочи пришлось прибегнуть к этому методу. Подобные ситуации могут произойти при строительстве магистралей, водопроводов, железнодорожных веток и т.д.

Земли, которые попадают в категорию изъятия, будут выявлены еще на стадии подготовки строительного проекта.

Со стороны государства будет проведено серьезное исследование относительно прав владельца на землю с последующим определением денежной суммы, которая станет достойной компенсацией финансового возмещения за изымаемый участок. Проанализированное законодательство выявило ряд несоответствий, которые выступили поводом для дальнейшего изменения в Земельном Кодексе.

1 апреля 2015 года в силу вступил новый закон, который определяет порядок изъятия земельных участков у граждан для государственных нужд. Теперь ст.279 ГК РФ регламентирует данную процедуру: владельца просто лишают права собственности.

Согласно новому закону, теперь к правообладателям относятся не только собственники, но и землепользователи и арендаторы. У каждого правообладателя есть право на замещение, поэтому в выкупную цену входит рыночная стоимость с понесенными убытками и упущенной выгодой.

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд

Статья 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации обеспечивает процедуру правового регулирования возмещения убытков, которые были нанесены из-за изъятия земельных наделов. В ней прописано, что компенсацию за лишение земель владелец получит в соответствии с установленной рыночной стоимостью.

Объекты, которые не подлежат возмещению:

  • Недвижимость, которая была возведена с рядом нарушений, в том числе правил пользования и аренды;
  • Строительные объекты, которые появились после того, как о них уведомили собственника.

Возмещение убытков, которые возникли при правомерном изымании земли, может быть проведено согласно общим основаниям предоставленных данных до направления их владельцу. Размер компенсации согласно действующему законодательству должен быть установлен не менее чем за 2 месяца до того, как соглашение будет отправлено собственнику.

Читайте так же:  Что является товаром ненадлежащего качества

Сумму компенсации высчитывают, учитывая несколько ключевых составляющих:

  • стоимость земельного угодья на недвижимом рынке;
  • оценочную стоимость имущества;
  • возмещенные убытки, которые в дальнейшем может понести собственник после того, как будет прекращено использование участка;
  • материальная компенсация упущенной выгоды от пользования землей.

Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

Понятие соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

В предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса России случаях принадлежащий частному лицу земельный участок может быть изъят для публичных нужд. Основанием для таких действий может послужить необходимость прокладки трубопровода, натяжения линий электропередач, размещения автотрассы или иного общественного значимого объекта именно в месте нахождения частного участка.

Инициатор изъятия, будь то государство или территориальная община, обязаны возместить правообладателям не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Они рассчитываются по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 262 от 07.05.03 г.

Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости. В случаях, когда в собственности одного лица пребывают несколько объектов (например: два смежных участка, жилой дом, гараж на фундаменте, стационарные коровник и свинарник), договор заключается в отношении каждого из них.

Ключевой особенностью соглашений подобного рода является наделение публичного образования возможностью понуждения частного собственника к заключению сделки. В гражданском праве действует принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Возможность принуждения к заключению сделок (ст. 445 ГК РФ) обычно касается субъектов властных полномочий, монополистов и коммерческих компаний, предлагающих свои услуги неопределенному кругу лиц. Принуждение физических лиц к заключению сделок для отечественной правовой системы в целом не характерно.

Добровольно-принудительный характер изъятия недвижимости для публичных нужд

Чтобы понять специфический характер принудительного изъятия земель и недвижимости для публичных нужд, необходимо проанализировать их частный и публично-правовой аспекты.

Существуют следующие мнения:

1. Изъятие недвижимости путем выкупа относится к правомерным действиям и юридическим актам, а если конкретнее – к сделкам. Содержание действий отчуждателя (частного владельца участка) и покупателя (публичного образования) направлены на переход права собственности при условии уплаты выкупной цены.

2. Сделка – частноправовая категория. Каждый ее участник преследует собственную цель. Сделки с участием публичных образований могут иметь социальную направленность. Это не позволяет причислять их к числу сугубо рыночных. Отчуждение частных земель и недвижимости государству или территориальной общине в порядке принудительного выкупа нельзя причислять к сделкам, но можно – к квази-сделкам. Другими словами, они формально соответствуют признакам договоров, хотя по сути ими не являются.

3. Правоотношения по изъятию земель не являются сделками, поскольку не предполагают наличия «автономии воли» в том смысле, в котором она признается ст. 2 ГК РФ. В случае принудительного изъятия недвижимости государство и территориальные общины в лице компетентных органов распоряжаются частным имуществом. При этом они действуют как публичная власть.

Изъятие недвижимости путем добровольного выкупа на основании соглашения с собственником является сделкой. Такие правоотношения следует признать гражданско-правовыми.

Изъятие путем лишения владельца участка его прав на землю и недвижимость на основании судебного вердикта (пусть даже возмездное) нельзя признавать сделкой. В таких правоотношениях нет ни равноправия, ни свободы волеизъявления.

Орган публичной власти действует помимо воли частного собственника, используя императивный метод правового регулирования.

Содержание соглашения об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд

Согласно ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд содержит следующую информацию:

К числу существенных условий соглашения об изъятии недвижимости относят:

  • выкупную цену объектов, принадлежащих гражданам или организациям;
  • размер убытков, подлежащих возмещению землевладельцам, землепользователям, сервитутодержателям, арендаторам;
  • рыночная стоимость предоставляемого имущества взамен изымаемого (если такое предоставление оговорено соглашением).

Стороны соглашения об изъятии недвижимого имущества

Продавцом или лицом, недвижимость которого отчуждается по решению суда, может выступать частный собственник (физическое, юридическое лицо). Применительно к земле участником договора может быть гражданин, которому участок принадлежит на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.

В случаях, когда объекты муниципальной собственности необходимы государству или наоборот, речь обычно идет не о принудительном изъятии, а о заключении публичных договоров. Примечательно, что Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель государственной собственности муниципалитету.

Передача муниципальных земель государству может быть только платной.

Покупателем по гражданской сделке или приобретателем по вердикту суда выступает публичное образование в лице соответствующего органа власти. Если участок изымается в пользу государства, решение об изъятии принимает орган, уполномоченный Правительством РФ.

В качестве примера можно привести Постановление №1527 от 31.12.15 «Об определении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения об изъятии земельных участков для госнужд РФ в целях строительства линейных объектов федерального значения на территории Таманского полуострова». В их числе Минкомсвязи, Минэнерго, Федеральное дорожное агентство, Федеральным агентство железнодорожного транспорта.

Органы, уполномоченные изымать недвижимость в региональную собственность, устанавливаются региональными властями; в пользу территориальной общины – соответствующим муниципалитетом.

Условия перераспределения земель или земельных участков в соглашении об изъятии недвижимости

Относительно недавно Земельный кодекс РФ был дополнен гл. V.4, посвященной перераспределению земельных участков. Одним из нововведений стало появление возможности перераспределения частных и публичных земель между собой.

Вступившая в силу 01.03.15 г. статья 39.28 ЗК РФ предусматривает исключительный перечень оснований для такого перераспределения и среди них – образование участков для возведении объектов:

  • энергосистем;
  • космической деятельности;
  • обороны и госбезопасности;
  • трубопроводного транспорта местного значения;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • общефедерального транспорта и коммуникаций;
  • обеспечивающих работу субъектов естественных монополий;
  • автотрасс общего пользования.
Читайте так же:  Возмездная и безвозмездная опека

Необходимость перераспределения возникает, когда государству или территориальной общине понадобился не весь участок, а лишь часть принадлежащих собственнику земель. Перераспределение подразумевает как минимум два действия:

  • исходный частный участок делится на части, одна из которых изымается в пользу публичного образования;
  • к оставшейся части присоединяется приблизительно равноценный участок из земель публичной собственности (разница в цене компенсируется доплатой).

Возможны случаи, когда исходный участок делиться, одна из его частей изымается для публичных нужд при условии выплаты компенсации, а вторая остается во владении предыдущего собственника. Однако подобные правоотношения не могут именоваться перераспределением.

В некоторых случаях перераспределение дает возможность разрешить конфликтную ситуацию. К примеру, оставить семье площади, на которых расположен дом и постройки, при этом перенести огород в другое место.

Перераспределение сопряжено с кадастровыми работами (проводятся силами публичного образования) и возможно только при определенных условиях:

  • целевое назначение, разрешенные виды использования преобразуемых участков совпадают;
  • вновь созданный участок не пересекает границы территориальной зоны;
  • новообразование имеет «природный» вид без изломанных границ.

Заключение соглашения об изъятии недвижимости

Уполномоченный орган проводит предпродажную подготовку, предусмотренную ст. 56.7 ЗК РФ. Согласие правообладателя на осуществление нижеописанных действий не требуется:

  • проведение кадастровых работ;
  • образование участков согласно проекту межевания либо схеме расположения;
  • уточнение границ изымаемых участков (при необходимости);
  • образование участка из земель публичной собственности для предоставления взамен изымаемых;
  • постановка на учет в ГКН изымаемого и/или вновь образуемого участка для предоставления его взамен (примечательно, что орган власти может действовать от имени частного собственника без доверенности);
  • оценка изымаемых объектов, а также размера прямых убытков и упущенной выгоды по правилам ст. 56.8 ЗК РФ и Закона РФ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»;
  • оценка земель и недвижимости, предоставляемых взамен изымаемых;
  • переговоры с правообладателем относительно условий выкупа недвижимости;
  • подготовка соглашения об изъятии;
  • направление проекта договора о выкупе для подписания правообладателю.

У правообладателя есть 3 месяца на подписание соглашения и обращение в компетентный орган. В случае отказа или игнорирования требования орган власти вправе подать в суд.

Право начать судебную тяжбу по поводу понуждении к заключению сделки сохраняется на протяжении 3 лет со дня направления проекта договора.

Предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых участков

Публичные образования зачастую предлагают собственникам изымаемых участков и недвижимости адекватную имущественную замену. Чаще всего это касается муниципалитетов.

Дело в том, что свободными землями на территории населенных пунктов распоряжаются муниципалитеты. Они же приобретают право собственности на участки, прежние владельцы которых от них отказались (ст. 19 ЗК РФ).

По решению суда муниципалитеты обретают право собственности на бесхозяйную недвижимость по истечению срока ее учета в качестве таковой (ст. 225 ГК РФ). Таким образом, в собственности муниципалитета может оказаться не только свободный участок, но и жилые дома.

Удобство предоставления одного имущества взамен другого для публичного образования связано, среди прочего, с бюджетным планированием. Выделение средств на выкуп частных владений необходимо планировать до начала очередного бюджетного периода. В резервном фонде посреди финансового года достаточных средств может попросту не оказаться.

Примечательно, что предоставление одного участка взамен другого характерно для случаев, когда частный владелец и субъект властных полномочий пришли к обоюдному согласию. Когда изъятие происходит принудительно, суды назначают денежные компенсации.

Практики навязывания недвижимости взамен изъятой в России нет, что вполне обосновано.

Если стороны пришли к соглашению о предоставлении иных объектов недвижимости взамен изымаемых, этот факт отражается в соглашении. Правоотношения сторон в этом случае подпадают под действие предписания гл. 31 ГК РФ «Мена».

  • равноценного обмена недвижимостью без доплаты;
  • обмена на более дорогое или дешевое имущество с доплатой в пользу частного лица или публичного образования.

Договор с публичным образованием об изъятии одной недвижимости с предоставлением другой признается достаточным основанием для обращения в многофункциональный центр или ЕГРП. Таким образом, земля и здания, предоставленные взамен изъятым, регистрируются по общей процедуре.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Государственные земли

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Соглашение об изъятии недвижимости

Содержание статьи:

Соглашение об изъятии недвижимости

В некоторых случаях для строительства или ремонта важных коммуникационных систем или объектов инфраструктуры земля подлежит изъятию из частного владения в собственность государственного или муниципального учреждения. Изъятие земельных участков происходит на постоянной или временной основе. Согласно решению государственного органа выносится соответствующее постановление, содержащее характеристики территории и сведения о ее владельце.

Основания для изъятия земли и расположенной на ней недвижимости:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Строительство дорог и автомагистралей, в том числе железнодорожных путей.
  2. Воздвижение объектов стратегического назначения.
  3. Строительство и ремонт коммуникационных систем газо-, теплоцентралей.
  4. Установка линейных систем для естественных монополий.
  5. Воздвижение термоядерных и химических объектов.
  6. Строительство военных комплексов.
  7. Разработка и постройка космодромов, аэропортов и вокзалов.
  8. Прокладка пути к объектам культурной или природной ценности.

Объект недвижимости подлежит изъятию независимо от формы собственности, например, постоянное бессрочное пользование земельным участком прекращает действовать с момента принятия заключительного документа, выплаты определенной компенсации и оформления перехода вещного права в регистрирующем органе. Исключением является выморочное имущество, которое не подлежит изъятию для федеральных и региональных нужд.

Процесс принудительного изъятия завершается заключением соглашения, оформляемого между фактическим собственником и местными властями (или государственным органом), в чье ведение передается участок. Соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд составляется в произвольной форме, но должно содержать сведения об объекте правоотношения – конкретном земельном участке и величине компенсации, перечисляемой на индивидуальный лицевой счет бывшего владельца.

Читайте так же:  Как подать на алименты если отец не записан в свидетельстве о рождении

Государственные законы, регулирующие порядок изъятия недвижимости в пользу государства:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 122-ФЗ от 21.07.1997.

Образец соглашения об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд составляется в произвольной письменной форме от руки или машинописными символами. Этот документ оформляется между фактическим собственником отчуждаемой недвижимости и представителем государственного органа, в чьих интересах осуществляется изъятие.

Соглашение должно содержать следующую информацию:

  • Местоположение, площадь и категория земли, подлежащей изъятию.
  • Кадастровый номер недвижимости, а при его отсутствии условный номер или иное описание рассматриваемого объекта.
  • Цель изъятия.
  • Реквизиты решения об изъятии.
  • Законное основание для возникновения правоотношения.
  • Данные собственника недвижимости.
  • Величина компенсации за изъятие земельного участка и порядок ее предоставления. Если за отчуждение владельцу имущества передается иной участок, указываются его характеристики и кадастровая стоимость. При этом денежное возмещение уменьшается на величину стоимости передаваемой собственности.
  • Указание о необходимости регистрации перехода вещного права.
  • Срок и порядок передачи участка.
  • Дата составления документа.
  • Подписи сторон.

Если за отчуждение собственности передается иной земельный участок, правила составления такого соглашения аналогичны договорам купли-продажи или мены, которые регулируются гражданским законодательством.

Регистрация соглашения об изъятии недвижимости

Согласно гражданскому законодательству переход вещного права от одного собственника к другому подлежит обязательному оформлению в РосРеестре. На основании внесения записи в учетный журнал и кадастр недвижимости вступает в силу правомочия нового владельца такого имущества.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Пошаговая инструкция по порядку регистрации:

  1. Подготовка и сбор необходимых документов.
  2. Обращение в региональный регистрирующий орган. Заявление оформляется официальным представителем госучреждения, которым было произведено изъятие.
  3. Ожидание в течение 10 рабочих дней для завершения делопроизводства.
  4. Получение регистрационного документа при личном посещении РосРеестра, курьером или заказным уведомлением.

Государственные органы освобождены от уплаты госпошлины при регистрации перехода вещного права. Обращение за оформлением можно выполнить в региональном отделении Росреестра, МФЦ (многофункциональный центр) или отправить заказным письмом. Заявку для регистрации можно оформить также на официальном интернет-портале РосРеестра.

Делопроизводство по оформлению перехода вещного права производится на основании ФЗ № 122 от 21.07.97 г.

Документы, прилагаемые к соглашению об изъятии недвижимости

К соглашению об изъятии недвижимости при регистрации перехода вещного права прикладываются:

  • Правоустанавливающие бумаги на имущество.
  • Постановление муниципального или государственного органа об изъятии конкретного участка.
  • Данные сторон.
  • Кадастровый паспорт на имущество, технический план.
  • Копия соглашения об изъятии земли.

Заключение

Соглашение об изъятии недвижимости – заключительный документ, оформляемый представителем государственного учреждения с фактическим собственником имущества. Основная цель этой бумаги – определение величины компенсации, которая будет передана бывшему собственнику, как возмещение за землю и находящиеся на ней постройки.

Основные положения заключения соглашения между представителем госоргана и собственником об отчуждении объекта недвижимости:

  1. Основание для оформления документа – принятие соответствующего постановления.
  2. Соглашение подлежит обязательной регистрации в РосРеестре в общеустановленном порядке, за исключением отмены уплаты госпошлины.
  3. Правоотношение и величина возмещения за землю могут быть обжалованы в судебном порядке путем подачи соответствующих исков. При этом кассационный порядок предъявления претензий осуществляется в течение двух недель с момента вынесения вердикта.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по соглашению об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Иннокентий. Недавно мне пришло уведомление, что мой земельный надел и расположенная на нем недвижимость подлежит изъятию для нужд муниципалитета. Меня пригласили в администрацию для подписания соглашения об изъятии недвижимости и установки определенной выкупной цены. Что мне делать в этом случае и могу ли я отказаться от подписания документов?

Ответ: Здравствуйте, Иннокентий. В ст. 49 ЗК РФ определены главные основания для возможности изъятия недвижимости из частного землепользования. Если такие условия соблюдены – государственный орган может изъять имущество.

При подписании соглашения в государственном органе, вы должны обратить внимание на величину компенсации. Если она недостаточная, данное условие договора можно обжаловать в суде, путем подачи соответствующего иска.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ст. 56.6 п. 14 решение об изъятии территории может быть обжаловано в судебном порядке.

Источники


  1. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
  4. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
Соглашение об изъятии земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here