Трудности и преграды в неполной семье советы родителям

Самое важное на тему: "Трудности и преграды в неполной семье советы родителям" с точки зрения профессионалов.

Трудности и преграды в неполной семье: советы родителям

Статистика неумолима: за последние годы количество неполных семей увеличилось. Подобное явление – следствие многих факторов, проблем и различных жизненных ситуаций.

Основное понятие

Неполная семья – это группа родственников, где ответственность за воспитание несовершеннолетнего ребенка несет один родитель (девушка или мужчина). Социологи также относят сюда семьи с отсутствующей системой отношений. А именно между матерью/отцом, отцом/детьми, бабушками/дедушками – с детьми.

Классификация проблем

Проблемы неполных семей различны. Поэтому невозможно относить такие «ячейки общества» к одной группе. То, что характерно для одной семьи, совершенно неприменимо к другой. Социологи классифицируют их по различным признакам:
  • Пол родителя: может отсутствовать мать или отец;
  • Причина образования неполной семьи;
  • Структура (зависит от количества детей, проживающих вместе родственников). При совместном проживании на одной жилплощади прочих родственников, имеет место расширенная неполная семья. При наличии большого числа родных семья остается неполной, если в среднем поколении нет семейной пары.

Современные причины

Неполная семья образуется по следующим причинам:

  • Расторжение брака. Сегодня разведенная женщина с ребенком – не редкость. По статистике, на каждые 10 браков приходится 4 бракоразводных процесса;
  • Смерть родителя. К естественным смертям относят утрату одного из супругов по причине длительной болезни или старости. Другие причины – несчастный случай, наличие пагубных пристрастий или внезапно возникшей неизлечимой болезни;
  • Внебрачное рождение малыша. Тенденция к так называемым гражданским бракам ведет к неблагополучию в обществе. Каждая девушка, соглашающаяся на подобные отношения, должна понимать, что как потенциальная мать она остается беззащитна. Ничто не заставит отца ребенка признать отцовство и не обяжет его помогать материально. Рождению вне брака способствует также решение матери воспитывать детей самостоятельно.

Неполные семьи также возможно разделить по типу в зависимости от причины образования:

Особенности воспитания

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните на бесплатную горячую линию:

8 800 350-13-94 — Для регионов России

8 499 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 812 425-64-57 — Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

Неполные семьи не всегда бывают неблагополучными. Родитель, самостоятельно воспитывающий своего малыша, одновременно выполняет несколько функций: решение материальных и бытовых проблем, борьба с нехваткой возникшего воспитательного влияния. Если неполная семья возникла по причине потери матери или отца, особое внимание стоит уделить психологическому аспекту: переживание и горечь утраты может нанести непоправимую травму психике ребенка. Оставшийся в живых родитель (мужчина или девушка) несет колоссальный груз ответственности. Его задачей является не только ограждение чада от негативных эмоций, но и защита себя от возможных последствий потери любимого человека, часто заключающихся в пагубных пристрастиях.

Психологическая помощь в таких ситуациях особенно необходима, а поддержка родственников – бесценна.

Неполные семьи, образовавшиеся в результате развода, заслуживают отдельного внимания. Обычно дети остаются с матерью. Обиженная на бывшего мужа мать способна сформировать у ребенка неправильный образ отца. Другой стороной медали становятся семьи, в которых дети воспитываются в атмосфере чрезмерной опеки и ласки. Несложно догадаться, как могут отразиться такие методы воспитания на детской психике, какие последствия иметь в будущем.

С какими проблемами сталкивается неполная семья

Проблем у семей с отсутствующим родителем предостаточно. Их можно разделить на три группы:

Советы одиноким родителям

Соцработники советуют придерживаться некоторых правил:
  • Независимо от того, кто занимается воспитанием – девушка или мужчина, между ребенком и родителем должен быть постоянный контакт. Необходимо чаще говорить по душам, уметь слушать и делиться проблемами и переживаниями. Многодетная семья – не повод отстраняться. Как бы ни было трудно, внимания, теплоты и ласки должно хватать на всех;
  • Любое достижение ребенка должно отмечаться похвалой. Не стоит ругать малыша по пустякам, наказание – не самый лучший метод воздействия;
  • Многодетная семья с разновозрастными детьми не является поводом возлагать на старшего из детей функции отсутствующего родителя.

Девушка, особенно многодетная, обязана уделять особое внимание социальным связям в семье.

При выборе партнера следует учитывать, какой пример он может показать детям.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Специфика работы с детьми из неполных семей (психологические рекомендации для родителей)

Специфика работы с детьми из неполных семей

(психологические рекомендации для родителей)

МВСОУ «Открытая (сменная)

общеобразовательная школа № 35»

В вечерней школе работаю социальным педагогом не первый год. Контингент обучающихся образовательного учреждения сложный и неоднородный по своему составу, большинство из которых подростки, относящиеся к различным социальным категориям. В конце года внося данные в социальный паспорт, отмечаю динамику роста количества детей из неполных семей.

В настоящее время такой тип семьи стал распространенным явлением, где складываются специфические условия для воспитания. Дети часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Всё это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей.

По экспертной оценке специалистов, несовершеннолетние правонарушители более чем в два раза чаще происходят из неполной, чем из полной семьи. В неполной семье отсутствует один родитель, либо принимает частичное участие в жизни семьи, не оказывая материальную помощь. Воспитанием в большинстве случаев занимается мать. Таким семьям зачастую присущи неблагополучность и малообеспеченность. Материальные и другие проблемы жизнедеятельности неполной семьи нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дети предоставлены значительную часть времени сами себе, что приводит к попаданию их в антисоциальную среду. Они не способны освоить соответствующие их полу социальные роли, в том числе семейные, а это негативно влияет на формирование подростков как будущих создателей семей и воспитателей детей. К тому же многие матери в неполных семьях недостаточно просвещены в области воспитания, что является причиной возникновения конфликтных ситуаций между взрослыми и подростками.

[1]

Все члены неполной семьи нуждаются в специальной психологической помощи, но несомненно, что наибольшая потребность в этой помощи возникает у ребёнка. Причём мальчики острее воспринимают отсутствие в семье отца, нежели девочки.

К нам часто обращаются родители с просьбой — проконсультировать в затруднительных вопросах, и тогда мы предлагаем следующие психологические рекомендации по воспитанию:

[3]

1. Не ограничивать общение подростка с другим родителем и его родственниками, формировать у детей положительный идеал взрослого.

2. Не переносить своё негативное отношение к супругу на ребёнка. Очень важно на примере отношений с бывшим супругом научить подростка находить общий язык и взаимоприемлемые решения даже в очень сложных вопросах.

Читайте так же:  Составление договора купли-продажи прицепа по образцу 2019 года

3. Ребёнок не должен слышать плохих отзывов о родственниках со стороны отца.

4. Подросток должен знать, что привело к распаду семьи. И объяснить это нужно в доступной для его понимания форме. При этом необходимо соблюсти как минимум три правила:

никого не обвинять;

заверить, что ушедший из семьи родитель любит его;

показать, что так бывает с очень многими людьми, и поэтому пусть лучше будет так, как есть.

5. Постараться не менять место жительства, потому что подросток нуждается в сохранении старых дружеских связей. При вынужденной перемене места жительства нельзя одновременно забирать его из школы: ведь он и так чувствует себя покинутым одним из родителей – отрыв от друзей и просто знакомых, привычных лиц может только усилить это ощущение.

6. Оставшись только с одним родителем, подросток боится потерять и любовь второго родителя, поэтому особенно важно поддерживать в нём уверенность в родительских чувствах. Необходимо стремиться к созданию доверительных отношений в семье, личностно значимых перспектив жизни и деятельности подростка, к формированию чувства взаимопомощи, следует вовлекать детей в дела и заботы семьи. Им необходимо ощущение защищённости, сознание того, что в любой момент они могут опереться на родителя, всегда найдут у него защиту и понимание. Следует уделять ребёнку как можно больше внимания.

7. В неполной семье родитель должен глубоко понимать интересы своих детей, помнить, что нельзя удовлетворить их только исполнением прямых материнских или отцовских обязанностей. Следует помнить об опасности одностороннего воспитания, стараться избегать его. В неполной семье один воспитатель должен соединить в себе два лица: человека, раздающего мелкие поручения и приказы, и человека, чей авторитет распространяется на «большие дела».

8. Ребёнок из неполной семьи больше других детей нуждается в авторитете и уважении к воспитывающему его родителю. Подросток должен чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого. Возрастает значимость личного примера родителя.

9. Одним из наиболее важных условий успешного воспитания является умение формировать у подростка чувство ответственности. Воспитанное чувство ответственности выступает для родителя значительным подспорьем, так как он может положиться на ребёнка и тогда, когда находится на работе и не может его контролировать или помогать. Кроме того, чувство ответственности подростка позволит полноценнее сформироваться его личности, а позже взрослому человеку — выполнять все обязанности намного эффективнее.

10. Семья должна создать необходимые условия для компенсации отсутствия одного из родителей через общение подростка с лицами противоположного пола. Независимо от того, кто стоит во главе неполной семьи – мужчина или женщина, следует помнить, что для гармоничного развития личности необходимо, чтобы подросток приобрёл опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

11. Необходимо обеспечить подростку полноценную общественную жизнь. У детей, общество которых ограничено своей семьёй, меньше возможности для воспитания уверенности поведения в обществе, чем у тех детей, которые чаще находятся среди своих сверстников или в обществе посторонних взрослых людей.

12. Родитель должен помогать подростку взрослеть и становиться самостоятельным, не замыкая искусственно его на себе, в противном случае у него сложится чрезмерная и нездоровая зависимость от оставшегося с ним взрослого. Следует предоставить ребёнку самостоятельность. Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг, не подменять воспитание опекой.

13. Стремиться к разумному соотношению родительской любви и строгости. С подростком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим, непременно хвалить его за успех. Родителю необходимо быть особенно внимательным к выбору средств воздействия, к нравоучениям, угрозам и наказаниям. Здесь следует стремиться к взаимному сближению, чтобы негативные оценки не превысили количество похвалы и одобрения.

14. Очень важно поддерживать тесные контакты с классным руководителем, социальным педагогом, школьным психологом. Подросток из неполной семьи должен быть особым объектом воспитательных забот в школе.

15. В случае возникновения трудностей в воспитании, а лучше – для их профилактики – необходимо обратиться за помощью к психологу.

Статистические исследования свидетельствуют, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь

«ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Воспитание ребёнка в неполной семье. Нарушение половой идентификаци в неполных семьях.

Когда развод необходим обоим родителям, он необходим и ребёнку, так как после развода появляется возможность гармонизации жизни каждого из родителей. Ребёнок будет испытывать больший дискомфорт в семье, где царят вечные ссоры, конфликты и эмоциональное напряжение. Такая обстановка в семье будет оказывать на ребёнка большее негативное воздействие, чем стабильная жизнь с одним из родителей. Но следует отметить, что даже оправданный развод окажет на ребёнка травмирующее воздействие, вызовет неблагоприятные последствия, которые непредсказуемым образом могут повлиять на его будущую жизнь. Развод наносит большой вред для психического здоровья ребёнка, ведь для него не существует развода с отцом и матерью. Родители могут стать для него чужими, только при условии, что они сами очень захотят этого. Одни говорят, что развод это всегда плохо, другие считают, что для ребёнка не имеет значение кто занимается его воспитанием, а третьи выделяются тем, что говорят о плюсах неполной семьи, так как оставшийся родитель несет персональную ответственность за происходящее в его семье и не пытается переложить ответственность за неудачи на других членов семьи.

Каждую из этих точек зрения можно как опровергнуть, так и принять.

Нельзя говорить о том, что каждая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребёнка. Однако, при наличии обоих родителей, многие задачи связанные с сохранением психического здоровья ребёнка получается решать успешнее. На этом не раз акцентировали и акцентируют внимание различные специалисты, занимающиеся проблемами неполных семей. Отмечается закономерность между воспитанием детей в неполной семье и их неудавшейся семейной жизнью в будущем.

Неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Есть дополнительная категория — функционально неполные семьи. В таких семьях два родителя, но из-за профессиональных или других причин почти не остаётся времени на семью. Время на детей в таких семьях есть лишь по выходным дням. Некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Например, когда один из родителей занимается бизнесом. Он как бы числится в семье, но не принимает участия в формировании личности своих детей.

Читайте так же:  Кража до 1000 рублей статья

В зависимости от того, кто занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские семьи.

В России, как правило, неполная семья состоит из матери и ребенка, соответственно, является материнской. Я хочу рассмотреть особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка.

[2]

По количеству поколений в семье различают неполную простую — родитель и ребенок; неполную расширеную — родитель, ребенок и другие родственники.

После расторжения брака, нередки случаи, когда мать с детьми возвращается к своим родителям. Характерным феноменом в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, где роль матери займет бабушка с авторитетными чертами личности, а вот роль отца выпадет матери с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью, либо дедушке.

Каждая неполная семья имеет свои особенности и это сказывается на развитии психики ребёнка, а так же на его формировании личностных качеств.

Каковы же перспективы воспитания детей в материнских семьях?

На этот счёт существуют различные точки зрения, как правило противоречивые, но почти все они сводятся под один знаменатель, что отсутствие не просто отца в семье, а мужчины будет существенной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка .

Дефицит мужского влияния в неполных семьях заключается в следующем:

1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, негативное влияние может сказаться и на математических, пространственных и аналитических способностях ребенка за счёт развития способностей вербальных.

Для полноценного развития интеллекта у ребнка необходимо, чтобы в его окружении, с раннего детства, встречались оба типа мышления: мужское и женское.

На развитие интеллекта оказывает влияние: наследственность, собственный опыт ребенка и его окружение. Поэтому очень важно, в каком возрастном периоде ребенка лишили возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первоначальным источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем сильнее страдает его умственное развитие. Особенно важным в этом отношении будут первые два года жизни ребенка. Потеря отца в результате его смерти, особенным образом сказываеться на школьных успехах ребёнка в том случае, если несчастье произошло в первые школьные годы. Наличие отца в семье влияет на формирование интереса у ребенка к образованию и стимулирует желание учиться.

Возможны следующие варианты, когда мнение отца, относительно обучения в дальнейшей жизни ребенка, может стать определяющим и негативно сказаться на его отношении к учебе. Особенно этому подвержены девочки. В частности, причиной учебных неудач у девочек становятся те правила женского поведения в их наиболее традиционной форме, которые отец внушал им с самого детства. Например: женщина слабая и ей необходима забота и ласка от мужчины, а ее обязанности, это порядок и чистота в доме, что касается науки и карьерного роста, то это является задачей мужчин. В результате такого мужского воздействия, девочка, определив свое место в жизни, будет довольна собой, и получая тройки полностью удовлетворена своей успеваемостью.

Речь идёт о часто встречающихся тенденциях. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием сильного и успешного отца в семье. А вот высокий уровень творческих способностей нередко отмечается у детей, которые воспитывались в неполных семьях, а именно, в материнских семьях.

Есть интересные данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, не редко выше, чем у детей из полных семей.

2. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; отмечается несформированность навыков поло-ролевого поведения.

Медиками и психологами отмечено, что утрата или же несформированность чувства пола порождает глубокие изменения личности человека, в целом. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается система его отношений с другими людьми.

Мальчикам, воспитываемым без отца, свойственно усваивать либо женское поведение, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они отрицают то, что хочет привить им мать. В обоих случаях складывается представление о мужском поведении как агрессивном, грубом и жестоком.

Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок осознавал, что он такой же, как его отец (мать) и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым, при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.

Затрудняется обучение детей навыкам общения с представителями противоположного пола; становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основной проблемой, с которой приходится столкнуться детям из неполных семей, это их неумение противостоять трудностям, неуверенность в себе, что, как правило, может повлечь за собой низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии детей из неполных семей отмечают педагоги и психотерапевты. Таким детям чаще, чем детям из полных семей свойственно жить сегодняшним днем и надеяться на удачу. Им не интересно как они могут повлиять на изменения своей жизни в лучшею сторону и они не желают строить планов на будущее.

Подобное состояние, по мнению исследователей, в основном присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенность в себе, они не надеются на будущий успех в жизни. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они свое положение изменить не в силах и считают замужество единственным возможным выходом. Однако, в семейное счастье у них веры тоже нет.

Если говорить о социальной зрелости и проявлении активности мальчиков, которые воспитывались в неполных семьях, то здесь тоже можно говорить о ряде проблем. Психологами отмечена социальная, гражданская, психологическая незрелость их личности, т. е. инфантилизм, причину которого они видят в «женском» воспитании, в уменьшении роли отца в семье. Однако отсутствие отца в окружении ребенка является важным фактором, но не определяющим. Отсюда следует, что отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития у ребенка.

Проблемы воспитания ребенка в неполной семье

На современном этапе развития общества наблюдается увеличение количества семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей. Причинами выступают рост количества разводов, смерть родителя одного из родителей, с желанием матери родить и воспитать ребенка «для себя» и т.д. Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего ребенка.

Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей [3, с. 235].

Читайте так же:  Регистрация на долю в квартире

Cемейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Очень важно, у каждого ребенка должны быть и отец и мать.

В неполной семье важно то, как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и каким образом поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с ними. Выделяют следующие разновидности неполных семей:

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми. В связи с этим мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой возможности развития отклонений в развитии ребенка.

По словам Й. Лангмейера и З.Матейчека, в семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка — физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Если в семье отсутствует какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы [2, с. 146].

Согласно исследованиям Е.О. Смирновой и В.С. Собкина наиболее рапространенными стилями воспитания в неполных семьях являются:

— неустойчивый стиль воспитания,

— гипопротекция (либо полная безнадзорность, либо недостаток опеки и контроля за поведением детей),

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, должно быть оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Присутствие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Мы подобрали некоторые рекомендации родителям, воспитывающим детей в неполной семье:

— говорите с ребенком и слушайте его;

— поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

— чаще хвалите, а не наказывайте — эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;

— помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу;

— развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами в вашем окружении [1].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

1. Ренн О. Три десятилетия исследования риска // Вопросы анализа риска. 1999, — № 1.

2. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб.пособие для вузов / М.В Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.- 432 с.

3. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для пед гов и род-лей / В.М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.

Проблемы и особенности воспитания детей в неполной семье

Материальные трудности также накладывают свой отпечаток. Однако основная проблема воспитания детей в неполной семье заключается в отсутствии возможности формирования правильного мировоззрения. Предлагаем рассмотреть особенности воспитания ребенка в неполной семье, а также почитать советы психологов относительно того, как компенсировать участие отца и матери при их фактическом отсутствии.

С каждым годом количество неполных семей только увеличивается, а достаточно много женщин целенаправленно рожают детей «для себя». Дети в таких семьях недополучают отцовской любви и внимания, поэтому у них могут возникать проблемы психоэмоционального характера, проблемы в общении со сверстниками, а также с адаптацией в обществе.

Роль и участие отца и матери в воспитании ребенка после развода

Большинство психологов считают, что не стоит делать акцент на неполных семьях как на чем-то необычном. Воспитание в них такое же, как и в полных семьях, оно лишь осуществляется в условиях отсутствия одного из родителей. Важное значение для полноценного воспитания ребенка имеет не факт наличия/отсутствия полноценной семьи, а психологический портрет того человека, который остается с детьми.

В большинстве случаев после развода дети остаются с мамой, и женщине приходится исполнять не только свои обязанности матери, но и взять на себя роль отца, если, конечно он сам не принимает участия в воспитании детей. Но она не должна бросаться «в омут с головой», а прежде всего, помнить, что ее ребенок нуждается в заботливой, доброй и любящей маме, а не в строгом и требовательном наставнике.

Вот некоторые самые распространенные ошибки в воспитании детей после развода.

Как растить ребенка без отца чтобы исключить негативные последствия

Смерть отца. Достаточно редкий вариант, если ребенок еще маленький. В данном случае мама настолько глубоко может уйти в свои переживания, что забывает о ребенке. Только по истечении какого-то времени она возвращается к выполнению своих обязанностей воспитателя. При этом она не понимает, как растить ребенка без отца, поскольку эмоционально и психологически к этому ни когда не готовилась. Но бывает, что она запаздывает с этим вопросом. Самое главное в такой семье — с самых первых дней установить доверительные отношения между мамой и детьми, вместе пережить горе, помогать и поддерживать друг друга. Конечно, родственники придут на помощь, матери будет трудно самостоятельно справляться со всем на первых порах. Но близким не стоит брать на себя все обязанности. Если отец умер, но мама сумела правильно воспитывать ребенка одна, он не будет чувствовать себя «не таким, как все», ведь папа был, и он их не бросал. Чтобы исключить негативные последствия, следует быть предельно откровенной в малышом.

Читайте так же:  Как составить договор аренды квартиры с мебелью и бытовой техникой

Если растет ребенок без отца, последствия могут быть различными, главная опасность в этом случае кроется в проявлении чрезмерной жалости и опеки. Маме надо сдерживать себя, объясняя, что жизнь продолжается, и ребенку нужно учиться справляться с трудностями.

Воспитание ребенка матерью одиночкой: как воспитать без отца

Если папы не было изначально, то воспитание ребенка матерью одиночкой становится некой прерогативой для её личностного роста. В современном мире женщины давно в карьерном плане обогнали многих мужчин, они имеют достаточно средств, для того чтобы содержать и себя, и ребенка на высоком уровне, поэтому не спешат выходить замуж, а просто рожают ребенка «для себя». Но как же объяснить все это малышу, который в один прекрасный день задаст вопрос: «Мама, а где мой папа?» Как воспитать ребенка без отца в этой ситуации полноценным членом общества? Прежде всего стоит понять, что ребенок без отца и мать одиночка уже являются полноценной семьей, просто им требуется поддержка со стороны близких родственников.

По наблюдениям психологов, дети в таких семьях либо чересчур эгоистичны, либо довольно неуверенные в себе. Семья данной категории сталкивается с теми же проблемами, что и предыдущие. Но тут есть два нюанса: первый — если у мамы возникают материальные трудности, то ребенок остается без ее внимания, которое ему просто необходимо, второй — если финансовых трудностей нет, то появляется угроза того, что ребенок вырастет крайне избалованным.

Воспитание ребенка в неполной семье влияет на его интеллектуальное развитие. Учеными установлен интересный факт, что отсутствие отца в семье больше отражается на математических способностях детей обоих полов.

Трудность в воспитании ребенка в неполной семье состоит и в том, что со временем женщина начинает чувствовать, что она жертвует своей жизнью ради жизни сына или дочери. Мать-одиночка свое общение с малышом строит на внушении ему чувства благодарности за то, что она его родила, что дарит любовь и заботу, хотя они являются естественным материнским долгом. Таким женщинам стоит вспомнить, что иметь ребенка, проявлять заботу о нем, наблюдать за его развитием и взрослением, формированием его личности — это огромное благо и счастье, которое дается, к сожалению, не всем.

Воспитание ребенка без матери: её роль и участие в содержании

Воспитание ребенка без матери является очень трудным процессом, поскольку самые несчастные дети — это те, у которых нет мамы. Даже в полных семьях отцы достаточно редко принимают участие в воспитании ребенка. Большинство отцов, которые остаются без жены, выбирают два противоположных выхода из такой ситуации: первый — ребенок остается на попечении бабушки, а папа тем временем продолжает привычную для него жизнь, не исключено, что у него может появиться другая семья. Второй — оставшись единственным родителем, мужчина ударяется в крайности. Сына он держит в строгости, считая, что именно так можно воспитать настоящего мужчину, а ведь мальчик тоже нуждается в ласке и нежности, которые он получал от мамы. Дочь отец пытается контролировать, а она просто нуждается в поддержке и взаимопонимании с папиной стороны.

Роль матери в воспитании и развитии ребенка заключается в прививании ему первоначальных коммуникационных принципов поведения. Какие же негативные качества приобретают дети, воспитанные только отцами? Они чаще других становятся капризными, упрямыми, истеричными. Может быть и обратная ситуация, когда ребенок замкнут и угрюм, растет запуганным. Они склонны испытывать чувство зависти и одиночества.

В некоторых случаях участие матери в воспитании и содержании ребенка определяется в судебных инстанциях и тут важно не посвещать малыша в распри между взрослыми.

Проблемы детей из семей без отца

Стоит сказать, что дети из семей без отца, воспитанные одной мамой, по наблюдениям педиатров, чаще болеют, у них раньше их сверстников появляется пристрастие к алкоголю и табакокурению, а также наркотикам. Но не стоит думать, что неполноценная семья неблагополучна по определению. Ведь часто встречаются неблагополучные семьи с трудными детьми, в которых есть и отец, и мать.

Что же делать, чтобы смягчить для психики ребенка отсутствие того или иного родителя, чтобы он не почувствовал своего отличия от других детей?

Распространенные проблемы детей без отца достаточно известны и также хорошо изучены способы их преодоления.

  • Станьте другом своему ребенку, говорите с ним как можно больше и чаще, во время прогулок, совместных обедов и ужинов, игр.
  • Хвалите свое чадо, но помните, что это можно делать лишь заслуженно и в меру.
  • Всегда говорите ему правду. Если малыш хочет узнать что-нибудь о папе или маме, которые живут отдельно, расскажите ему все максимально правдиво, но соответственно возрасту ребенка.
  • Не задаривайте ребенка игрушками, лучше дарите ему свою любовь и заботу.
  • Можете найти себе помощника в воспитании — бабушку, дедушку, тетю или другого близкого человека.
  • Будьте уверены в себе и своих силах, заряжайте ребенка своим жизнелюбием и оптимизмом.

И помните: ни в коем случае нельзя отчаиваться, ведь проблемы существуют во всех семьях, полных и неполных. Главное — это то, что ребенок нуждается в присутствии в его жизни и матери, и отца, одиноким родителям не стоит пытаться заменить собой обоих сразу, просто взрослые должны пытаться максимально уберечь своего ребенка от неполной семьи.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Оцените тему статьи

Будем очень признательны,если оставите свою оценку

Психологические проблемы воспитания детей в неполной семье

Не каждая полная семья может гарантировать хорошее воспитание. Дети, которые растут в полной семье наряду с детьми, прожившими свое детство только с матерью или бабушкой, развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на детей распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанной разницей является то, что на одной стороне более благоприятные условия для воспитания и формирования личности ребенка, чем на другой.

Жизнь ребенка с одним из родителей вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства.

Возможность дать своему ребенку необходимое нравственное, духовное и физическое воспитание имеет большинство одиноких матерей. К счастью, редки случаи, когда ребенок предоставлен самому себе, живя в атмосфере душевной бедности. Но если такое случается, то это является следствием серьезного нарушения психической деятельности родителя, который воспитывает ребенка.

В неполной семье возможно возникновения с самого начала следующей трудности. Рассмотрим вариант, когда с ребенком осталась мать. Не вызывает сомнений, что одинокая мать более занята, чем мать в полной семье. Возможно ли, что одинокая мать в большей степени занята личными проблемами? Такая мама меньше занимается со своим ребенком, в некоторых случаях и вовсе перестает заботиться о нем. Также возможны и противоположные случаи. Некоторые матери, находясь в испуге от того, что они недостаточно заботятся о ребенке, от обостренного сознания своей ответственности за ребенка или от слишком сильной привязанности к «тому единственному, что у нее осталось», перенасыщают своего ребенка впечатлениями, всячески стараясь ускорить его развитие. Следует помнить, что избыток впечатлений так же вреден, как и их недостаток.

Также опасность кроется и в том, что процесс воспитания односторонний, отсутствует разнообразие, недостает обращения к индивидуальности ребенка.

Читайте так же:  Что нужно для регистрации человека в квартире

Чаще всего неполная семья мало отличается от полной семьи, если это касается реализации потребностей ребенка в приобретении жизненного опыта. В ситуации, когда ребенок воспитывается только одним родителем, ему не угрожает лишение потребности совершать открытия, познавать окружающий мир, играть, познавать законы окружающей среды. Обычно первое социальное обучение происходит в самом узком семейном круге, соответственно при нормальных условиях мать может сама с этим справиться.

В неполной семье есть еще ряд проблем. Одна из них также связана с самим ребенком. Как показали психологические исследования, хорошо в эмоциональном плане развиваются в неполных семьях такие дети, матери которых готовы находчиво отвечать на расспросы детей, комментировать их поступки, проявлять интерес к открытиям своего ребенка.

Ограниченные возможности знакомства и общения с разными общественными ролями в неполной семье более касаются девочек, потому что мальчики, особенно в школьном возрасте, благодаря своим спортивным, естественнонаучным или техническим интересам, как правило, находят нужное количество мужских примеров, соответственно отсутствие отца у них сглаживается в определенной мере, как считают некоторые психологи.

Следует отметить, что воспитание ребенка в условиях неполной семьи — это абсолютно обычное, нормальное воспитание. Особенностью такого воспитания является то, что оно осуществляется в более трудных условиях. Поэтому весьма разумно поступает родитель, который воспитывает ребенка один, когда осмысливает, понимает ситуацию, ища правильные пути для определения возможных препятствий, чтобы избегать опасности. Необходимо осознавать, что сам воспитывающий родитель является источником многих трудностей, соответственно он и должен их ликвидировать.

Добрые, честные, открытые многогранные отношения с людьми способны создать радостную и приятную атмосферу дома, способствуя лучшему развитию ребенка, помогая превращению неполной семьи в полную.

Психические заболевания, связанные с воспитанием в неполной семье.

В некоторых случаях непомерные нагрузки, при этом не только умственные, но и эмоциональные, не выдерживает детская психика, у ребенка возникают тики, неврозы, заикания, навязчивые страхи, нарушения сна. К неблагоприятным условиям, при которых это возникают, относятся хронические стрессы в семье. Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.

Если у ребенка появился невроз, проявляющийся в навязчивых движениях и страхе, заикании и тиках, это обозначает, что ребенок не справляется с нагрузкой, ему не хватает родительской любви и понимания.

Если невротические явления не отражаются на личности ребенка, не влияют на его отношения со сверстниками и характер, то ситуация поправима. Но следует сказать, что дети с неустойчивой психикой довольно скоро быстро жизненную ориентацию, они как будто затормаживаются в развитии, а их поведение становится неконтролируемым. В этом случае можно предположить возможность серьезной психической патологии. Но такое состояние не всегда можно отличить от глубокого невроза. Это должен сделать специалист.

От чего ребенка должна уберегать мать? Если требования чрезмерные, не соответствуют возможностям ребенка, то они порождают страх перед занятиями, но самое главное, страх матери, которая поругает и накажет. Для ребенка материнский гнев является самым тяжелым испытанием, потому что делает его отверженным. А это является первым шагом к психическому заболеванию. Слишком хрупкая нервная система ребенка, особенно в период кризиса, может не выдержать такого воспитания. Поэтому нужно беречь ребенка, так как знания и умения нужны здоровому человеку. Родителям нужно помнить, что теперь только от них зависит здоровое развитие ребенка. (Ист. №2)

Негативные последствия воспитания детей в неполной семье.

В результате воспитания детей в условиях неполной семьи проблематичным становится обращение с проявлениями агрессивности. В случае, если ребенок боится своей собственной агрессии и ярости, то и во взрослом возрасте он будет бояться проявить гнев или раздражение по поводу несправедливости или пережитых неудач, то есть он так и не сможет активно защищать свои интересы.

Еще одним негативным последствием воспитания младшего школьника в неполной семье является формирования у ребенка чувства собственной неполноценности. Это чувство появляется тогда, когда ребенок считает себя брошенным, недостаточно любимым, потому что он был недостаточно важен, чтобы родители смогли принести ему в жертву свои личные разногласия. Вместе с ушедшим из дома родителем ребенок теряет важную часть своей личности.

Бывшие дети разводов в большинстве случаев имеют стремление к счастливому браку, давая себе общение не повторять ошибок своих родителей. Однако на пути к исполнению этих стремлений стоят большие помехи, и они часто терпят неудачи прежде всего потому, что им незнакома модель функционирующего партнерства

Ребенок, который воспитывался в неполной семье, обладает менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к жизни в семье. Вероятность распада брака у тех, кто вырос в неполных семьях, гораздо выше в сравнении с теми, кто воспитывался в полных семьях. Неполная семья может оказывать негативное влияние на учебную успеваемость детей, их нравственный облик, активность, жизненную позицию в будущем, подготовку к семейной жизни.

Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (например, когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее количество неполных семей имеют характеристики «зависящих от пособий» и «бедных». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, потому что такие семьи в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства.

Следует также сказать о том, что все неблагоприятные факторы, которые сказываются на родителях, такие как материальные проблемы, плохое жилье, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на ребенке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что издержки воспитания в неполной семье являются, в первую очередь, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. (Ист. №12)

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
Трудности и преграды в неполной семье советы родителям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here